Использование нетрадиционной техники квиллинг как средство развития мелкой моторики рук у детей

Воспитатель группы «Солнышко» Янкова Валентина Васильевна

IV этап работы по самообразованию: «Участие в системе методической работы ДОУ».
Период работы:  2019-2020 уч. год.
_______________________________________________________________________________________

   «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребёнок».

Василий Александрович Сухомлинский.

Важным фактором в развитии ребенка является мелкая моторика. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста – это один из важных аспектов их общего физического и психического развития. Ведь мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, координация, мышление, воображение, наблюдательность, речь, зрительная и двигательная память.

   В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие мелких мышц руки. Особенно слабо развита координация движения ведущей руки (т.е. умение держать ручку, карандаш или ножницы в качестве рабочего инструмента), способность детей работать в системе «глаз-рука» (срисовывать, копировать, повторять графические элементы), отсутствует гибкость и точность в выполнении практических действий (неуклюжесть и неряшливость).  Актуальность развития мелкой моторики детей  дошкольного возраста неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Именно поэтому развитие мелкой моторики рук в дошкольном возрасте имеет первостепенное значение.

   Одним из способов развития  тонких движений пальцев рук, является нетрадиционная техника — «квиллинг» (англ. quilling; от quill «птичье перо»), также известен, как бумагокручение — искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. На мой взгляд, именно работая с тонкими полосками бумаги, закручивая их на инструмент, либо просто руками без инструмента, идет активное развитие мелкой моторики рук ребенка. А, следовательно, его общее развитие, начиная от развития речи заканчивая творческими способностями. К тому же эта техника рукоделия удивительна, увлекательна, в каком-то смысле даже волшебна. Из обычных полосок бумаги в считанные минуты можно сотворить настоящие шедевры, которые завораживают своей красотой.

Целью своей работы считаю: исследовать влияние нетрадиционной техники квиллинг на развитие мелкой моторики рук у детей.

Задачи:

  1. Познакомить детей с новым видом работы с бумагой –квиллингом, научить изготавливать основные формы, составлять из них различные композиции.
  2. Проследить положительное влияние использование техники квиллинг на развитие мелкой моторики рук у детей.
  3. Воспитывать аккуратность, усидчивость при выполнении работ, эстетический вкус.

 Так как, по мнению специалистов, квиллингом детям лучше начинать заниматься со старшей группы, то во второй младшей и средней группах у нас был подготовительный этап. Я плавно подготавливала детей к данной технике рукоделия.

   Во второй младшей группе я работала над сенсорным развитием детей, так как, сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.д. Что было очень необходимо в усвоении техники квиллинг в дальнейшем. Я разработала организационную деятельность по сенсорному развитию под названием «Умные смайлики».  Дети знакомились с цветом, формой, величиной, развивали обоняние, осязание и т.д.

   В средней группе у нас был ручной труд, под названием «Волшебная бумага». Ребята познакомились с историей возникновения бумаги, с  разными видами бумаги, ее свойствами, функциями. Знакомились с разными приемами работы с бумагой, изготавливали  очень красивые поделки в разных техниках.

   В октябре 2019 года (начале учебного года) в старшей группе я провела мониторинг уровня развития мелкой моторики рук у детей группы. Результаты следующие:   

 

 

   Из диаграммы  видно, что уровень развития мелкой моторики рук низкий у 18% детей. У таких детей движения скованные, координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами, сгибать лист пополам, не умеют держать карандаш правильно, линии при рисовании прерывистые, ломаные. У 61 % детей показатель средний, это означает, что у детей мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают небольшие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги, графических упражнениях. И у 21 % детей мелкая моторика сформирована хорошо. Хорошо развита отчетливость и координация движений. Движение пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко. 

   После проведенного мониторинга, я пришла к выводу, что работа по развитию мелкой моторики рук у детей необходима. И мы начали свое знакомство с нетрадиционной техникой бумагокручения «Волшебная страна квиллинга».

   Сначала  познакомила детей с техникой «квиллинг», с историей возникновения, с инструментами и материалом для квиллинга. Затем начали учиться делать основные формы для квиллинга, создавая из них красивые композиции. Работаем по принципу «От простого к сложному». Конечно,  работа кропотливая, требует усидчивости, внимательности,  но ребятам очень понравилось заниматься этим искусством.

   Наша работа по квиллингу продолжается, будем развиваться в данном направлении и в подготовительной группе, а в конце учебного года  проследим динамику развития мелкой моторики рук у детей. Уже сейчас, можно заметить положительное влияние данной техники на развитие мелкой моторики, рука приобретает уверенность, гибкость, ловкость, точность, развивается глазомер, усидчивость, аккуратность в работе.

    Также, мной была проведена работа  с педагогами нашего детского сада. Для педагогов я провела мастер-класс «Волшебный мир квиллинга». Познакомила с техникой квиллинг, с влиянием техники на развитие ребенка. После теоретической части предложила перейти к самому интересному, к творческой части, где педагоги разделились на четыре микро группы и  выполняли коллективную работу в технике «квиллинг». В итоге получились четыре красивые и необычные работы. Педагогам понравился мастер-класс, после проведения рефлексии педагоги сделали вывод, что технику квиллинг можно использовать в любой продуктивной, творческой деятельности, а также в образовательных областях. Также, выступала в городском фестивале молодых педагогов ДОО «Педагогический олимп» с темой по самообразованию, где молодые педагоги делились опытом своей творческой деятельности. Показала кружковую работу (самообразование) «Волшебная бумага»  (средняя группа) администрации ДОУ. Прошла курсы вебинаров «Воспитатели России» по художественно-эстетическому развитию – авт. Лыкова И.А. 

     Таким образом, я пришла к выводу, что техника квиллинг –  это один из идеальных видов творчества для дошкольников, поскольку он является безопасным и простым в освоении. Также это эффективное средство для развития мелкой моторики рук у детей. В результате освоения данной техники рука у детей приобретает уверенность, гибкость, точность, развивается глазомер, чувство пропорциональности, умение видеть и распределить элементы узора или сюжета, подобрать цвета и придумать композиционное решение изображения. А в процессе коллективной работы  формируются простейшие навыки совместной работы: дети ждут друг друга, уступают место, замечают действия соседа и помогают друг другу, дают рекомендации в выборе цвета, композиции, переживают за неудачи, радуются общим успехам.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ:

  1. Бобкова Е.В. «Занятия квиллингом для детей старшего дошкольного возраста» — http://festival.1september.ru/articles/617025
  2. Букина С., Букин М. «Волшебство бумажных завитков. Квиллинг» Обучающее пособие по квиллингу. — И.: «Феникс», 2016г.
  3. Дерюшева О.А. Программа кружка » Волшебный квиллинг» // Публикация от 18.02.2012г. — социальная сеть работников образования nsportal.ru.
  4. Синицына Е. «Умные пальчики» — Лист 1988, Букинистика Мягкая обложка.
  5. Терешкевич О.В. «Квиллинг как средство развития мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста» // Публикация от 23.10.2015г. — социальная сеть работников образования nsportal.ru.
  6. Уронина В. «Квиллинг — чудесная страна детского творчества». Проект // Публикация от 01.04.2015г.- международный образовательный портал maam.ru.
  7. Хелен У. «Популярный квиллинг: цветы, птицы, животные из бумажных лент» — И.: Ниола — пресс, 2012г.
  8. Яковлева Е. В. «Нетрадиционная техника квиллинг и ее влияние на развитие творчества у дошкольника» // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016.
  9. Диагностика развития мелкой моторики у старших дошкольников —https://multiurok.ru/files/diaghnostika-razvitiia-mielkoi-motoriki-ruk-starsh.html

 

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x