Воспитатели: Матвеева Изольда Валентиновна, Кузьминых Наталья Владимировна
Предметно-пространственная среда является важным фактором воспитания и развития ребенка.
Пространство в группе безопасное, здоровьесберегающее, эстетически привлекательное и развивающееся. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.
Развивающая предметно-пространственная среда насыщенная, пригодная для совместной деятельности взрослого и ребенка, самостоятельной деятельности детей, отвечающая потребностям детского возраста. В основе замысла детской игры лежит предмет, поэтому необходимо каждый раз обновлять игровую среду (постройки, игрушки, материалы и др.), чтобы пробудить у малышей любопытство, познавательный интерес, желание ставить и решать игровую задачу.
В групповых комнатах созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь, свободная от мебели и игрушек.
Все предметы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня.
Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В качестве центров развития выступают:
Центр строительства
Цель: Развивать конструктивные способности детей младшего дошкольного возраста на занятиях по конструированию и в совместной игровой деятельности; развитие моторики.
- строительные наборы с деталями разных форм и размеров;
- конструкторы разной величины, формы и размера,
- коробки большие и маленькие; ящички;
- бросовый материал: чурбачки, цилиндры, кубики, брусочки
- рисунки, схемы для строительства и конструирования
- машины разной величины (игрушки для обыгрывания крупных сооружений)
- трехгранные призмы
- лего-конструктор
Центр для сюжетно-ролевых игр
Цель: Приобщение детей к социализации в обществе.
Оборудование для сюжетно-ролевых игр «Дом», «Салон красоты», «Поликлинника», супер-маркет «Солнышко», «Автомастерская»
- атрибуты для сюжетно-ролевых игр (шапочки, фартуки, наборы медицинских, парикмахерских принадлежностей и др.);
- куклы крупные (35-40 см), средние (25-35 см); куклы младенцы;
- наборы кухонной и чайной посуды; кухонная мебель
- мягкая мебель
- набор овощей и фруктов;
- машины крупные и средние; грузовые и легковые;
- лошадки-качалки;
- телефон, руль, весы, сумки, ведёрки, утюг, молоток, часы и др.
- кукольные коляски; кроватка
- модульная мастерская
Уголок для театрализованных (драматических) игр
Цель: Формирование интереса детей к театрализованной игре
Настольная ширма
Стойка-вешалка для костюмов
- Костюмы, маски, атрибуты для постановки (разыгрывания) двух-трех
сказок, соответствующих возрасту детей
- Атрибуты для ряженья — элементы костюмов (шляпы, шарфы, юбки,
сумки, зонты, бусы и прочее)
- Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных
игр: маски животных диких и домашних (взрослых и детенышей), маски
сказочных персонажей
Оснащение для малых форм театрализованных представлений
(кукольный театр, настольный театр и прочее)
- Маленькая ширма для настольного театра
- Атрибуты и наборы готовых игрушек (фигурки мелкого и среднего
размера)
- Набор атрибутов и кукол бибабо, соразмерные руке взрослого (для по-
каза детям) или ребенка (перчаточные или пальчиковые)
- Куклы и атрибуты для пальчикового театра)
Центр музыки
Цель: Формирование у детей эмоциональной отзывчивости на музыку
- Игрушечные музыкальные инструменты (бубен, барабан, маракасы, металлофон, ложки, гармошка, пианино и др.)
- Картотеки музыкальных дидактических игр, музыкальных игровых упражнений, хоровых игр
- Диски классической, народной музыки, детских песенок
- Музыкальный центр
- Портреты композиторов.
- Музыкально- звувовые игрушки из киндер сюрпризов, жестяных банок
Центр изобразительного искусства
Цель: Приобщение к миру искусства, формирование представления об эстетических признаках объектов окружающего мира: основные цвета, выразительность и свойство форм, величин поверхности, Развивать представление детей о различных цветах и их оттенков.
- вата, поролон, текстильные материалы (ткань, верёвочки. шнурки, ленточки и т.д.);
- подборка бросового материала (коробки, катушки, конусы, пластиковые бутылки, пробки, фантики и фольга от конфет и др.);
- проволока в цветной оболочке;
- природные материалы (шишки, мох, семена арбуза, дыни, клёна и др,, сухоцветы, скорлупа орехов, яичная и др.);
- инструменты: ножницы с тупыми концами; кисть; клей.
- Бумага разных видов(цветная, гофрированная салфетки, картон, открытки и др.)
- наборы цветных карандашей; наборы фломастеров; шариковые ручки;гуашь; цветные мелки и т.п.
- индивидуальные палитры для смешения красок;
- кисточки-тонкие и толстые, щетинистые, беличьи; баночки для промывания ворса кисти от краски;
- бумага для рисования разного формата;
- кисти; салфетки для рук;
- губки из поролона;
- пластилин
- доски для лепки;
- стеки разной формы;
- розетки для клея;
- подносы для форм и обрезков бумаги;
- печатки для нанесения узора;
- трафареты
- подносы
- печатки
- палитры
Центр мелкой моторики
Цель: Развитие мелкой моторики рук и пальцев
- Игры для развития мелкой моторики:
— Волшебные пуговицы
-Шнуровка
-Крупные пазлы
- Детская мозаика
- Игрушки с действиями:
— нанизывающиеся (башенки, пирамидки, бусы и др.)
— навинчивающиеся
— ввинчивающиеся
— вкладыши
«Спортивный зал для пальчиков»- модульный сундучок
Центр конструирования из деталей (среднего и мелкого размера)
Цель: Развивать конструктивные способности детей младшего дошкольного возраста на занятиях по конструированию и в совместной игровой деятельности; развитие моторики.
- строительные наборы с деталями разных форм и размеров;
- конструкторы разной величины, формы и размера,
- коробки большие и маленькие; ящички;
- бросовый материал: чурбачки, цилиндры, кубики, брусочки
- рисунки, схемы для строительства и конструирования
- машины разной величины (игрушки для обыгрывания крупных сооружений)
- трехгранные призмы
лего-конструктор
Уголок настольных игр
Цель: Учить детей играть по правилам
Разрезные картинки
- Пазлы
- Наборы кубиков с картинками
- Лото
- Домино
- Парные карточки (игры типа «мемори»)
- Другие настольно-печатные игры с правилами (игры-ходилки и др.)
в соответствии с возрастными возможностями детей
- Шашки, шахматы
- Игры-головоломки (типа танграм и др.)
Центр математики
Цель: Формировать мыслительные операции -анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление
- набор геометрических фигур для группировки по цвету, форме, величине (7 форм разных цветов и размеров);
- набор объёмных геометрических тел (разного цвета и величины);
- доски-вкладыши (с основными формами);
- набор плоскостных геометрических фигур для составления мозаика (разных форм и цвета, мелкая) с графическими образцами;
- настольно-печатные игры
- набор карточек с изображением количества (от 1 до 10) и цифр;
Материал по познавательному развитию:
- наборы картинок для группировки и обобщения (до 8 — 10 в каждой группе;
- наборы предметных картинок типа «лото» из 6-8 частей (той же тематики, в том числе с сопоставлением реалистических и условно-схематических изображений);
- наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2 — 3) последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина);
- серии из 4 картинок «Времена года» (природная и сезонная деятельность людей);
- предметные и сюжетные картинки (с различной тематикой) крупного и мелкого формата;
- разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками (4 частей);
- пазлы
- Игры-бизиборды.
Центр науки и естествознания
Цель: Развитие представлений о физических качествах предметов и явлений. Развитие тактильной чувствительности пальцев рук.
- Материалы, находящиеся в Уголке экспериментирования, распределяются по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», которые расположены в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве.
- В уголке экспериментирования необходимо иметь:
Основное оборудование:
- Приборы – помощники: увеличительные стекла, песочные часы, компас, магниты, микроскоп; глобус, весы, календарь погоды, географические карты, лупы, плакаты, картины.
- Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;
- Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д. ;
- Утилизованный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д. ;
- Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д. ;
- Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ;
- Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др. ;
- Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.
Дополнительное оборудование:
Детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
- Карточки – схемы проведения экспериментов оформляют на плотной бумаге и ламинируют; на оборотной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента.
- В каждом разделе на видном месте вывешивается правила работы с материалом. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и закрепляющие знаки.
- Материал, находящийся в Уголке экспериментирования, соответствуетсреднему уровню развития ребенка и для одаренных детей.
Центр грамотности и письма
- Плакат с алфавитом
- Магнитная азбука
- Кубики с буквами и слогами
- Цветные и простые карандаши, фломастеры
- Трафареты
- Линейки
- Бумага, конверты
- Тренажер по «письму», водный фломастер, тряпочка
Литературный
Литературный центр
Цель: Развивать детский интеллект, активизировать позновательные способности детей. Открыть ребенку мир словесного искусства, воспитывать интерес и любовь к книге, умение слушать и понимать, эмоционально откликаться на воображаемые события
- Детская литература (журналы, книги в соответствие с возрастом)
- Развитие речи: Дидактические наглядные материалы; предметные и сюжетные картинки и др.; книжные уголки с соответствующей возрасту литературой; «Чудесный мешочек» с различными предметами.
- тематические картинки
- иллюстрации писателей
- иллюстрации к сказкам
- дидактические игры по развитию речи
- предметные и сюжетные картинки и др.
- настольно — печатные игры
- картотека словесных игр, пальчиковые гимнастики
книжный стеллаж (низкий, открытый)
- диски с аудиозаписями (сказки, рассказы)
- диски с музыкой
Центр отдыха (уединения)
Цели: Создать условия для отдыха, уединения детей, релаксации и самостоятельных игр в течение дня, необходимых для выражения переживаемых детьми стрессовых ситуаций.
- палатка с шариками
- мягкое кресло
- Модульный стол с шарами для релаксации
- Шатер
- Декоративные цветы
- Игрушки антистресс
- Баночка «злости»
- Звезда «добра»
- Подушки антистресс
- Игра «Карандаши на ленточках»
- Игра «Бабочки» (с наполнителями)
- Радужный коврик
- Труба «Перемирия», веселые щенята.
Центр песка и воды
Цель: Развитие тактильной чувствительности пальцев рук
- Специализированный стол для игр с песком и водой
- Наборы для экспериментирования с водой
- Наборы для экспериментирования с песком
- Детские метелка и совочек (для подметания упавшего песка)
- Детская швабра с тряпкой (вытирать пролитую воду)
Спортивный центр
Цель: Формирование основ двигательной культуры
Маски для подвижных игр в группе
Для игр с прыжками:
— Скакалки – 6шт.
— Мячи – 5 шт.
— Гимнастические палки – 10 шт.
— Обруч – 5 шт.
Для игр с бросанием, ловлей, метанием
— Кегли – 2 набора
— Мячи (большие, мягкие) – 2 шт.
— Мешочки
Спортивные игры: бадминтон, ,кольцеброс – по 1 набору
Спортивные атрибуты для самомассажа:
— Массажная дорожка – 3 шт.
— Мяч ежик для самомассажа рук – 25 шт.
— Массажер для предупреждения плоскостопия -2шт.
— Шарики «Су-джок» — 20шт.
Развивающая предметно-пространственная среда выступает как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое. Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды — это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования (библиотечка, шкафчик с игрушками, ящик с полифункциональным материалом и т. п.). Материально – техническое обеспечение основной общеобразовательной программы основывается на методических разработках к программе «От рождения до школы» авторов Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. Техническое обеспечение, средства обучения и воспитания, игровой, дидактический материал — на достаточном уровне.
433 Просмотров за все время, 1 Посмотрели сегодня