Педагог-психолог Местникова Татьяна Николаевна
Когда начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить?
Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 5-6 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятельность. Единого для развития всех детей рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить «по минуточкам» сидеть и внимательно работать. Одно ясно, готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное, чему он научится сам, поможет ему быть успешным в школе.
Для вас, заботливые родители, мы создали эту памятку, чтобы вы смогли воспользоваться некоторыми рекомендациями по подготовке ребенка к школе. От того, как пройдет первый учебный год, зависит многое в последующем обучении вашего ребенка. На этапе подготовки:
- избегайте чрезмерных требований к ребенку;
- предоставляйте право на ошибку;
- не думайте за ребёнка;
- не перегружайте ребёнка;
- не пропустите первые трудности и обратитесь к узким специалистам (логопед, психолог, физиолог, дефектолог, педиатр);
- устраивайте ребенку маленькие праздники.
Как родители могут помочь ребенку избежать некоторых трудностей?
1) Организуйте распорядок дня:
- стабильный режим дня;
- сбалансированное питание;
- полноценный сон;
- прогулки на воздухе.
2) Формируйте у ребенка умение общаться:
- обратите внимание на то, умеет ли ваш ребенок вступать в контакт с новым взрослым, с другими детьми, умеет ли он взаимодействовать, сотрудничать.
3) Уделите особое внимание развитию произвольности:
- учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу.
4) Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием ребенка:
- во время прогулок наблюдайте изменения в природе. Обращайте внимания на различные явления природы (дождь, снег, радуга, листопад, туман, ветер, тучи, буря, рассвет, закат);
- выучите названия времен года. Тренируйте умения определять время года на улице и картинках;
- используя лото и книги, учите с ребенком названия животных, растений, предметов быта, школьных принадлежностей, определяйте их особенности и назначение.
- развивайте связную речь детей. Учите пересказывать сказки, содержания мультфильмов, детских кинофильмов;
- составляйте рассказы по картинкам;
- следите за правильным произношением и дикцией детей. Проговаривайте скороговорки;
- можно заниматься с ребенком звуковым анализом простых слов (дом, лес, шар, суп). Научите находить слова имеющие, например, звук «л».
- знакомьте ребенка с буквами и их печатным изображением, а так же звуком, обозначающим конкретную букву;
- научите ребенка различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший) и цвету;
- научите ребенка считать до 10 и обратно, сравнивать количество предметов (больше, меньше, столько же). Познакомьте с изображением цифр (не надо учить их писать, только знать);
- научите определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение, и правильно понимать их значения: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед.
Внимание! Ребенок 5-6 лет не может работать долго, 10-15 минут — временной предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься. Поэтому все занятия должны быть рассчитаны на 10-15 минут.
5) Тренируйте руку ребенка:
- развитию мелкой моторики руки ребенка помогут рисование, штриховка, раскрашивание небольших поверхностей, нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом можно усложнять), игры с мелкими предметами (мозаика).
Что элементарно должен знать ребенок, поступающий в школу
- Общий кругозор:
«Фамилия, имя.
«Дата рождения.
«Возраст.
«Как зовут родителей.
«Домашний адрес.
«В какой стране живет.
«Знание животных (диких, домашних, северных и южных стран).
«Знание растений.
«Знание профессий, видов спорта, транспорта.
«Быт людей.
«Уметь объяснить закономерности природных явлений.
«Времена года, месяцы по сезонам, дни недели.
- Мышление:
«Определение четвертого лишнего.
«Классификация, обобщение.
«Сходство/различия.
«Умение решать логические задачи.
«Сложение фигур из частей.
«Сложение из счетных палочек.
«Постройки из кубиков по чертежу, счет использованных кубиков.
- Внимание:
«Устойчивость (сравнение 2-х картинок с 10-15 различиями).
«Переключение.
«Распределение.
- Память:
«Повтор 10 слов или цифр.
«Запоминание картинок, фигур, символов (до 10 шт.).
«Пересказ текстов.
- Речь:
«Артикуляция, произношение.
«Отвечать на вопросы и задавать их.
«Строить рассказы по картинкам.
«Сочинять сказки.
«Составлять предложения.
«Заучивать наизусть стихи, прозу.
- Моторика:
«Правильно держать ручку, карандаш, кисточку.
«Уметь чертить прямую линию.
«Писать печатную букву по образцу.
«Вырезать из бумаги.
«Аккуратно клеить.
«Рисовать как отдельные образцы, так и сюжетные картинки.
«Лепить как отдельные образы, так и целые композиции.
«Изготавливать аппликации.
- Математические знания:
«Знать цифры (от 0 до 9).
«Называть числа в прямом и обратном порядке.
«Решать элементарные задачи на сложение и вычитание.
«Соотносить цифру и число предметов.
«Ориентироваться на листе бумаги в клетку.