Учитель-логопед
Третьякова Яна Викторовна
Давайте вернемся к истокам древности, посмотрим на уклада жизни и привычки наших предков.
В стремительном XXI веке часто можно встретить детские книги с переделанными сказками на новый лад, в которых теряется педагогическая мысль древнерусской культуры. Общаясь со своими детьми, родители редко употребляют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть — решение любого конфликта.
По мнению многих учёных, через «табу» в ранних родовых общинах укрепились первые общечеловеческие моральные нормы, регулирующие поведение детей. Были заложены основы таких методов воспитания, как предупреждение, уговор, пример, укор, порицание и др. Под их влиянием постепенно сложилась целостная система народной педагогики. Большую роль в умственном воспитании детей. развитии их познавательных потребностей и нравственных качеств играл детский фольклор. Это понятие вошло в науку сравнительно недавно, но глубокая древность многих произведений, относящихся к нему, не подлежит сомнению. выделение их в самостоятельную область устного народного творчества объясняется педагогической функциональностью, проявлением особенностей детского миропонимания, большим своеобразием.
Детский фольклор условно можно разделить на три группы в плане их влияния на развитие речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
Первая — произведения, созданные взрослыми для детей (колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки, забовлялки, припевки). С их помощью ребёнок познавал родную речь, эстетически воспринимал окружающих мир.
Вторая — пополнялась за счёт произведений, утративших значение для взрослых, но переработанные в соответствии с психологией детского возраста (заклички, песни-хороводы, колядки, сказки, загадки).
Третья — произведения созданные самими детьми, — специальная субкультура, которая выражала мысли, чувства, эмоции, характеризовала занятия (прибаутки, считалки, скороговорки, прозывалки, поддевки, игровые песни — голомянки, песенки сказочного содержания, дразнилки.
Охарактеризуем некоторые из них.
Колыбельные песни — первые поэтические произведения, обращённые к ребёнку. Под их влиянием малыш познает звуки речи, начинает понимать обращения к нему матери, отдельные явления в окружающей среде.
Сон ходит полавке,
Дрёма по сениям.
Ищут нашего Митиеньку,
Где бы его найти
и спать положить.
Пестушки и потешки — короткие стихотворные приговоры, которые сопровождают ребёнка в первые месяцы жизни. Своё название они получили от слов — пестовать-, — тешить, известных с давних пор.
Потягушки, потягушки!
А в ножки ходонушки,
А в ручки хватанушки,
А в роток говорок,
Пестушки способствуют развитию у детей раннего возраста речи, эмоциональных свойств, эстетических чувств, ориентировочной основы детского сознания и самосознания.
Сказки.
Характеная педагогическая особенность сказок состоит в том, что добрые действия героев — Лебедя, Ёжика, Медведя, Мороза и других — помогают ребёнку развивать предметно-образное мышление. Обладая величайшей воспитательной силой, сказки способствуют усвоению ребёнком особенностей народно-поэтической речи, приводят в движение его воображение, душевные силы. Как верно подметил К.Д. Ушинский, сказки — это проявление педагогического гения народа.
Загадки.
Среди средств умственного воспитания за загадками отводилась едва ли не первое место. Отгадывание загадок требовало всестороннего охвата тех или иных явлений природы, предметов, сравнений. Принято считать, что наиболее древние загадки связаны с построением мира, небесными светилами, сменой дня и ночи, громом, ветром, которые человеку представлялись живыми существами. Эти загадки сохранили языческое понимание сил природы. Отдельную группу составляли загадки о животных и растениях, бытовых предметах.
Земледельческие работы.
— Месяц-новец днём на поле блестел, к ночи на небо слетел. (Серп).
— Лежит мужичок в золотом кафтане, подпоясан, а не поясом; не поднимешь, так не встанет (Сноп)
Звери и птицы.
— Зубоват, сероват, по полю рыщет, телят, овец ищет (Волк).
— Из куста шипуля, за ногу тяпуля (Змея).
— Длинное хвостище, рыжое волосище, а сама хитрище (Лиса).
Дом и домашнее хозяйство.
— Залезла Варвара выше амбара, не ест, не пьёт, всё на небо глядит (Дымоход, труба)
-В лавке пятак, не вынешь никак (Сучок).
— По сеням ходит, в избу не идёт (Дверь).
— Ни свет, ни заря пошел согнувшись со двора (Коромысло).
Подбор загадок соответствовал возрасту детей. С их ростом загадки из предмета развлечения и развития речи ребёнка начинали выполнять новую функцию — источника знаний. Подбирались более сложные по содержанию загадки, которые расширяли представления детей об окружающем мире. Воспитательной функции содействовали лежащие в основе загадки яркость, конкретность факта или предмета, что соответствовало особенностям детского мышления. Характерно, что известный исследователь русского фольклора Д.Н. Садовников, собиравший загадки в русских деревнях, следуя народной традиции, также группировал их по тематике. Сопоставляя эти факты, можно заключить, что вечера загадок являлись своеобразными уроками умственного воспитания и средствами развития познавательных способностей детей.
Загадки — задачи.
Особое место отводилось загадкам-задачам. Многие из них начинались словами: «Летело стадо гусей…». Для подсчёта количества птиц требовалось проведение в уме и при помощи пальцев счётных операций, верное рассуждение, смекалка. Удачная отгадка считалась признаком ума и сообразительности. Чтобы вызвать интерес к загадкам, развивать пытливость им придавали ритмичность, вид умной игры и забавы.
Загадки использовались древнерусскими учителями в процессе обучения детей. На стенах Киевского и Новгородского соборов Софии были обнаружены записи загадок учениками XII века. Содержание этих загадок основано на тексте Псалтыри — основного для того времени учебной книги в школах грамоты.
Скороговорки.
Скороговорка — жанр устного народного творчества. Это короткие речения с повторением трудно выговариваемых отдельных звуков, которые предназначались для детей с дефектами речи с целью устранения этого недостатка.
Скороговорки издавна использовались в «народной» логопедии для исправления у детей нарушения речевой артикуляции, картавости, «проглатывания» окончания слов, гугнивости (произношения слов в нос) и др. О гугнивых например, упоминается в «Повести временных лет»: «… и ясен будет язык гугнивых». Нарушение речи у детей в Древней Руси называли болбанием. Наиболее распространённым методом исправления речи было повторение вслед за взрослым правильного произношения звуков животных и птиц. С ростом ребёнка родители переходили к скороговоркам.
Незатейливые речения выполняли и другую функцию. В детских играх, забавах на быстрое произношение скороговорок они становились источником юмора, смеха и веселья. Благодаря скороговоркам дети учились быстро, чётко и правильно говорить!
Бобр добр до бобра.
Выдерни лычко из-под кочедычка.
Сшит колпак, вязан колпак, да не по колпаковски.
У нас во дворе — подворье погода размокропогодилась.
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом да все с творогом.
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха-ха-ха!
Бык тупогуб, у быка губа тупа.
Бежит лиса по шесточку: лизни, лиса, песочку!
Рыла свинья тупорыла, белорыла, весь двор перерыла, вырыла полрыла.
Летят три пичужки через три пустые избушки.
Пословицы и поговорки.
В системе воспитания IX-XIII веков пословицы формировали ценностную ориентацию детского сознания, выполняли функцию стимулов к учению, наставлений о пользе книжных знаний, активизировали познавательные способности детей.
Молодой работает, старый ум даёт.
У доброго дятьки добры и дитятки.
Полна хата детей, так счастье в ней.
Доброе братство сильнее богатства.
С кем хлеб — соль водишь, на того и походишь.
Добрая мать для своих детей, а земля для всех людей.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Кто гнев свой одолевает, тот крепок бывает.
Добро творить — себя веселить.
Злой человек — как уголь, если не жжет то чернит.
Пророк Наум наставит на ум.
В помощь родителям и детям была разработана система правил — наставлений в форме пословиц и поговорок, являвшаяся устным учебником нравственного воспитания. У В.И. Даля отмечен свод этих народно-поэтических моральных стандартов: «От учтивых (вежливых) слов язык не отсохнет», «В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив», «Не стыдно молчать, когда нечего сказать». Характерно, что подобные стандарты имеют в «Поучении» детям Владимира Мономаха. Учтивость, внимательность, уважение другого человека как обычай восточных славян отмечали иностранные путешественники X-XIII веков.
Таким образом, на логопедических занятиях наряду с современными методиками обучения необходимо использовать опыт многих поколений, оставивших нам уникальное наследство — духовное богатство, которое мы должны беречь и приумножать для наших потомков. Наша мудрость всегда заключалась в любви и доброте.
909 Просмотров за все время, 1 Посмотрели сегодня