Воспитатель подготовительной группы «Ромашка»
Старостина Юлия Юрьевна
Ваш ребенок так разбушевался, что не в состоянии сам успокоиться. Он отбирает у других детей игрушки, кричит, обижает их. Спорит и ругается со взрослыми, теряет контроль над собой. Что делать? Как помочь успокоиться агрессивному ребенку? В какие игры с ним поиграть?
В данной статье рассматриваются признаки и формы агрессивного поведения, а также упражнения и игры направленные на снятие агрессии у детей.
Ребенок с признаками агрессивного поведения:
*отражение внутреннего дискомфорта
*неумение адекватно реагировать на происходящее
*ощущение отверженности, ненужности
*жестокость и безучастность взрослых
Критерии агрессивности:
Часто:
*теряет контроль над собой
*спорит, ругается со взрослыми
*отказывается выполнять правила, просьбы
*специально раздражает людей
*винит других в своих ошибка
*завистлив, мстителен
Формы проявления агрессии.
Приемлемые:
*разрешать создавать рисунки с агрессивным изображением (войны, драки и т.п.)
*разрушать собственные постройки, швырять свои игрушки
*выражать протест словами « Нет, потому что…»
*ломать игрушки, недорогие предметы
*бить подушки, спортивные груши
*бороться (по обоюдному согласию)
*крик
Неприемлемые:
*оскорблять и унижать других людей (детей и взрослых)
*применять физическое насилие по отношению к живым объектам
*манипулировать чувствами других
При коррекции агрессивного поведения ребенка прежде всего нужно запомнить одну простую вещь: агрессия – нормальная эмоция, которая в той или иной степени присуща каждому. Это инстинктивная форма поведения, без которой невозможны самозащита и выживание.
Но человек – не животное, и с возрастом у нас происходит социализация природной агрессии. Тут важно подчеркнуть, что взрослым нельзя насильно подавлять детскую агрессию, так как агрессия – это совершенно естественное и нормальное чувство. Подавление агрессивных импульсов ребенка очень часто перерастает в аутоагрессию или в психосоматические расстройства. Ребенок должен научиться не подавлять, а контролировать свою агрессию. В этом и состоит главный секрет коррекции агрессивного поведения у детей.
Правила работы с агрессивными детьми.
*быть внимательным к ребенку
*быть последовательным в наказаниях (за конкретные поступки)
*наказание не должно унижать ребенка
*обучать приемлемым способам выражения гнева
*давать возможность проявлять гнев сразу после события
*обучать распознаванию собственного состояния и других
Методы коррекции могут быть различными в зависимости от выраженности и вида агрессивного поведения ребенка. Могут использоваться как последовательно, так и одновременно.
Приемы коррекции это игровые задачи, время жизни которых от 2-3 до 10-15 минут и более. Игровые задачи имеют структуру, т.е. цели, игровые действия, правила и варианты их выполнения.
Упражнения на коррекцию агрессивного поведения.
*комкать и рвать бумагу;
*срывать агрессию на «подушке для битья»;
*громко орать, используя «рупор», сделанный их большого листа бумаги;
*топать ногами или пинать небольшие предметы;
*вминать пластилин в картонку или доску;
*в домашних ситуациях можно использовать водяной пистолет или, например, надувные дубинки.
*Варианты игр, направленные на снятие агрессии у детей.
1) «обзывалки» — целью игры является снятие вербальной агрессии, а также способствовать выплеску гнева в приемлемой форме.
2) «улитка». Цель игры – развивать у ребенка умение организовывать свое поведение, развивать самоконтроль и размеренность.
3) «тух-тиби-дух». Цель игры – снять негативный настрой ребенка и восстановить его силы.
4) «два барана». Цель игры – снять невербальную агрессию, дать возможность ребенку выплеснуть гнев в приемлемой форме, снять эмоциональное напряжение и направить эненргию ребенка в нужное русло.
5) «попроси игрушку». Цель игры – научить детей эффективным способам общения.
6) «толкалки».Цель игры – научить детей контролировать свои движения.
7) «бумажные мячики». Цель игры – восстановить силы, вернуть бодрость и активность, снизить напряжение и войти в новый ритм.
8) «маленькое привидение». Цель игры – научить детей выплескивать в приемлемой форме накопившийся гнев.
9) «аэробус». Цель игры – научит детей согласованно действовать в группе, показать, что доброжелательное отношение товарищей дает уверенность и спокойствие.
*Включение агрессивных детей в совместные игры с неагрессивными (педагог рядом).
*Сюжетно – ролевые игры с короткими позитивными ролями.
*Игры способствующие снятию мышечного напряжения ( « ласковые лапки»).
*Игры, развивающие чувство доверия ( с закрытыми глазами ).
*Игры с мягкими модулями.
В заключении хотелось бы отметить, что все перечисленные упражнения и игры не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Терпение и внимание к ребенку, его нуждам и потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими – вот, что поможет наладить взаимоотношения детей со взрослыми и друг с другом.
Список литературы:
- Романов А.А. Направленная игровая терапия агрессивного поведения у детей. Альбом диагностических и коррекционных методик. Пособия для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей. – М. : «ПлеЙТ», 2004. – 48с.
- Долгова В.И., Попова Е.В. Иновационные психолого – педагогические технологии в работе в работе с дошкольниками (монография). М. : Издательство Перо, 2015 – 208 с.
- Рожков О.П. Коррекция агрессивного поведения детей от 5 до 14 лет: Методическое пособие для студентов по курсу « Психолого – педагогическая коррекция». – М.: Издательство Московского психолого – социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК»,2007. – 192с.
394 Просмотров за все время, 1 Посмотрели сегодня