(Нет названия)

Использование ИКТ в познавательно-речевом развитии детей дошкольного возраста

Федорова Александра Петровна, воспитатель 1 кв. категории, МБДОУ д/с № 27 «Кораблик»

Для российского дошкольного образования начинается новый, качественный более высокий этап развития. Так недавно принят Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. В нем утверждается, что одним из основных принципов является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности.

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
Именно поэтому в ФГОС ДО выделили отдельными областями познавательное и речевое развитие.

По статическим данным в нашей стране показатели речевого развития детей дошкольного возраста в последние годы оставляют желать лучшего. Поэтому в дошкольных учреждениях необходимо использовать все, что может помочь в решении этой проблемы.Специфика современного мира состоит в том, что он меняется все более быстрыми темпами. Признаком времени является повышенная профессиональная мобильность. Новые требования заставляют педагогов осваивать и внедрять ИКТ-технологии. Так современный педагог дошкольного образования должен осознанно выбирать инновационные методы, формы и средства образовательного процесса, самостоятельно разрабатывать цифровые образовательные ресурсы и электронные учебные методические комплексы, придерживаться собственных педагогических принципов и реализовать их на практике.

Применение компьютерной техники позволяет разнообразить образовательную деятельность, сделать   ее нетрадиционной, яркой, насыщенной, способствует использованию разных способов подачи нового материала.

По вопросам касающиеся речевого развития детей дошкольного возраста достаточно полно освещены в работах Ф.А. Сохина, В.В. Гербовой, О.С. Ушаковой, А.И. Максакова, Е.М. Струниной, А.Г. Тамбовцевой, Г.А. Тумаковой, Н.Г. Смольниковой и др.

Особенно важное место в познавательно – речевом воспитании занимают дидактические игры, обязательными элементами которых являются познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует (например, названия и внешний вид растений, предметов, необходимых для труда, содержание литературных произведений и т.п.). Решая умственную задачу в игре, малыш упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлении по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов. В определении их по отдельным признакам. Например, в играх «Что изменилось?», «Чего не стало?» ребенок должен запомнить ряд предметов или их расположение, а затем восстановить в памяти эту картину и определить, какие изменения произошли. В играх «Найди предмет такой же формы», «Подбери по цвету», «Кому что нужно для работы» необходимо сгруппировать предметы по общим признакам. В играх «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Угадай по голосу» дети определяют по одному предметуиз признаков.

В соответствии с требованиями СанПиНов, все занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения (интегрированные познавательные занятия, занятия познавательно-речевого блока) проводятся в первую половину дня со вторника по четверг дни наиболее высокой работоспособности детей. Для профилактики утомления эти занятия чередуются с музыкальными, физкультурными занятиями. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательной и познавательно-исследовательской деятельности, дети расширяют свои представления о мире, начинают овладевать основополагающими формами познания о себе, предметах быта, социальном окружении, о явлениях общественной жизни.

Таким образом, дидактические игры способствуют закреплению и уточнению знаний по познавательно-речевому развитию.

В ряду проблем речевого развития детей выделяют две основные: речетворчество и диалог как важнейшие составляющие коммуникативной самодеятельности, важнейшие сферы саморазвития личности. Особое значение в речевом развитии дошкольников имеет диалог сверстников. Именно здесь дети по-настоящему чувствуют себя равными, свободными, раскованными. Здесь они учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. Диалог со сверстниками – новая увлекательная область педагогики сотрудничества, педагогики саморазвития. Здесь неуместны прямые указания, учебная мотивация, жесткая регламентация. И все-таки диалогу со сверстником, как показали исследования, нужно учить. Поэтому воспитатели постоянно и целенаправленно (на занятиях и в повседневной деятельности) учат детей диалогу, учат языковым играм, учат словесному творчеству, отрабатывая умения детей правильно произносить звуки и слова в соответствии с нормами родного языка, строить предложения в соответствии с правилами грамматики, оформлять высказывания в виде текстов.

Учитывая все эти обстоятельства я решила использовать в своей работе ИКТ технологии в процессе образовательных отношений. Поиск новых форм и приемов изучения, в частности в познавательно-речевом развитии – процесс необходимый.

Занятия с детьми проводится в форме свободной непринужденной познавательной деятельности взрослого с детьми, где взрослый-партнер учитывает детские интересы и поддерживает инициативу каждого, а ребенок воспринимается как полноправный субъект взаимодействия.

Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литературной деятельности.

Целью моей работы является развитие познавательных, речевых умений и навыков детей дошкольного возраста с применением информационных технологий.

В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:

— совершенствование диалогической речи,

— расширение и активизация словарного запаса детей,

— развитие выразительности речи,

— использование информационных технологий для проведения практических мероприятий в совместной деятельности с детьми.

Помимо основных были сформулированы дополнительные задачи, стоящие перед педагогом при организации образовательной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий: подбор методического материала и литературы по данной проблеме, разработка тематических циклов и оформление по каждой теме презентаций в электронном виде. Во время работы я определила преимущества ИКТ. Так, одним из основных средств расширения детских представлений об окружающем является презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы. Все это очень помогает в моей работе при объяснении детям материала логично, доступно иногда даже научно. Использование ИКТ в занятиях у детей развивается зрительная, слуховая, моторная память. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к новой теме, но и повторить предыдущую, более детально остановиться на вопросах вызывающих у воспитанников затруднения. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.

Применение ИКТ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность дошкольников, повысить их мотивацию и познавательную активность (благодаря разнообразным формам работы, возможности включения игрового момента), а также эффективность образовательной деятельности.

Такой метод работы помогает мне оценить способности и знания каждого ребенка, побуждают искать новые нетрадиционные формы и методы обучения. И конечно же стимулирует профессиональный рост педагога.

Таким образом, использование мультимедийных презентаций в ходе образовательной деятельности улучшило качество обучения дошкольников по данной проблеме. Поэтому в данный момент ИКТ является неотъемлемой частью процесса обучения дошкольников. Это не только доступно и привычно для наших детей, но и удобно для современного педагога.

Использованная литература:

  1. ж. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения за 2012 г.
  2. Кыласова Л.Е. Дидактический материал по развитию речи: Занятия со старшими дошкольниками. — Волгоград: Учитель. 2012
  3. Романова Г.В. Формирование правильной дикции у дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2012
  4. Тимофеева Л.Л., Майер А.А. Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Выпуск 2. Учебно-методическое пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2013
  5. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей. – М.: Вентана-Граф, 2010
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

 

 

 264 Просмотров за все время,  1 Посмотрели сегодня