Подготовка к школе – это содержательный, индивидуально ориентированный образовательный процесс. Этот процесс предполагает взаимодействие педагогов, родителей, детей. Процесс подготовки к школе решает задачи становления основных компонентов готовности (развитие самостоятельности и активности, развитие коммуникативных умений, развитие познавательной активности, развитие воображения и творчества, развитие кругозора ребенка и укрепление его здоровья).
Основная цель готовности ребенка к школе – это профилактика дезадаптации ребенка к школе и помощь ребенку к адаптации к школьному обучению.
Школьная зрелость – это совокупность морфо-физиологических и психологических особенностей ребенка, обеспечивающая ему успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению.
Достижение школьной зрелости зависит:
- от органических и генетических факторов;
- от факторов здоровья;
- от психологических факторов (среды, активности ребенка эмоциональной атмосферы).
Причинами школьной незрелости могут быть:
- недостатки воспитательной среды;
- недостатки в соматическом здоровье ребенка;
- раннее повреждение ЦНС;
- задержка психического развития.
Школьную зрелость определяют тремя взаимосвязанными компонентами:
- физическая готовность (состояние здоровья и физическое развитие ребенка, соответствие нормативным требованиям);
- специальная готовность (умения и навыки, необходимые для освоения чтения, письма, счета);
- психологическая готовность (единство в развитии психических качеств для необходимого уровню психического развития, необходимый и достаточный уровень сформированности у ребенка определенных психологических новообразований: «внутренней позиции школьника», произвольности, обучаемости, способности действовать по образцу и т.д).
- Психологическая готовность включает в себя:
- интеллектуальную (соответствующее возрастному уровню зрелость всех познавательных и психических процессов),
- социально — психологическую (формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции школьника),
- личностную (состояние определенного уровня развития мотивационной и волевой сферы).
- Личностная готовность к школе — ведущий компонент в структуре школьной готовности, это ряд психологических личностных качеств, помогающих ребенку самоопределиться в школе, осмыслить свое новое положение, свое новую роль в этом новом для него мире под названием «ШКОЛА».
В возрасте 6-7 лет у ребенка формируются новые личностные новообразования, от того, насколько зрелыми являются эти качества, и зависит степень личностной готовности ребенка к школе. К ним относят:
- новый уровень самосознания – желание выполнять социально значимую роль (желание занимать в обществе статусную роль «как взрослый», «я уже не малыш, я не детсадовец, я школьник»),
- возникновение сознательной иерархии мотивов (способность выделять свои главные и второстепенные потребности),
- формирование умения себя оценивать – способность к самооценке.
В МБДОУ д/с № 27 «Кораблик» используется программа компьютерной обработки и тестирования «Диагностика готовности к школьному обучению», которая предлагает комплексную оценку познавательной и эмоциональной сфер старших дошкольников:
— позволяет выявить индивидуально — психологические особенности, личностный потенциал, адаптационные возможности;
— поможет оценить эффективность работы по подготовке ребенка к школе;
— позволит предсказать успешность адаптации к школьному обучению будущих первоклассников;
— повысит эффективность построения программы психолого – социального сопровождения.
Программа компьютерной обработки и тестирования блока психологических тестов «Диагностика готовности к школьному обучению и адаптация первоклассников» предназначена для компьютерного проведения и обработки тестов с целью обеспечения психолого-педагогического сопровождения ребенка к школе и контроля адаптации.
Программа содержит 2 подблока, диагностирующие:
Особенности познавательной деятельности:
- Цветные прогрессивные матрицы Равена
- Методика исследования особенностей прогностической деятельности «Угадайка» (методика Л.И. Переслени, В.Л.Подобеда)
- Корректурная проба (буквенный вариант)
Особенности личностной сферы:
- Методика «Домики» О.А. Ореховой
- Методика изучения мотивации М.Р. Гинзбурга.
Цветные прогрессивные матрицы Равена
Тест прогрессивных матриц (Raven Progressive Matrices) разработан в 1936г. в Англии Дж. Равеном и Л. Пенроузом. Предназначен для измерения фактора общего интеллекта (фактора G по Спирмену). Тест Дж. Равена – это оценка способностей воспринимать абстрактные формы, выявлять их взаимосвязь, принимать логические решения в кратчайший срок.
Время проведения тестирования может быть как ограниченным, так и неограниченным (в первом случае выявляется качество и уровень сформированности компонентов логичности мышления, а во втором – его индивидуальные особенности).
Программа предназначена для компьютерного тестирования и обработки тестов интеллектуальных способностей, не содержащих вербальных заданий:
- Стандартные прогрессивные матрицы. Стандартные черно-белые матрицы предназначены для обследования детей от 8 лет, подростков и взрослых.
- Цветные прогрессивные матрицы. Цветной вариант предназначен для обследования детей 4,5-8 лет.
Можно выделить следующие цели при применении теста Дж. Равена
- Непосредственная количественная оценка уровня интеллектуального развития.
- Выявление особенностей логичности мышления (при этом полученная сумма баллов в каждой серии подвергается качественной обработке).
- Обучающая и корректирующая цели (без количественной обработки, а с учетом возрастных особенностей психического развития ребенка и зоны ближайшего его развития).
Программа компьютерной обработки и тестирования «Прогрессивные матрицы Равена» дает возможность тестирования и количественной обработки на компьютере и на стандартных бланках (с последующим вводом данных с бланка и компьютерной обработкой результатов). Компьютерная процедура цветных прогрессивных матриц учитывает качественные показатели процесса выполнения теста ребенком, фиксируемые специалистом при наблюдении.
Традиционная процедура исследования позволяет выявить лишь «уровень актуального», но не дает возможности в определении «зоны ближайшего» развития ребенка. При использовании различных видов помощи повышается дифференциально-диагностическая ценность методик, используемых для разграничения различных форм интеллектуальной недостаточности.
Методика исследования особенностей прогностической деятельности «Угадайка» (методика Л.И. Переслени, В.Л.Подобеда)
Методика исследования прогностической деятельности позволяет выявить качественно-количественные характеристики прогностической деятельности и определить информативные показатели для оценки ее особенностей у детей в норме и с трудностями обучения. В процедуре проведения обследования используется ситуация, в которой испытуемый должен самостоятельно выявить порядок чередования двух событий с учетом правильности или ошибочности своих предсказаний.
Получаемые с помощью методики показатели позволяют количественно охарактеризовать особенности кратковременной и долговременной памяти, мышления, такие свойства внимания как устойчивость, переключаемость и распределяемость.
Для исследования используется три набора карточек с различными последовательностями букв Аи Б. Задача ребенка – предсказать появление следующей буквы в последовательности. Фиксируется количество ошибочных прогнозов и количество отвлечений, что позволяет сделать вывод об адекватности прогностической деятельности или о причинах ее недостаточности.
Корректурная проба (буквенный вариант)
Тест «Корректурная проба» используется для оценки различных параметров внимания: устойчивость, концентрация, распределение и переключение. Ребенку предъявляется страница, заполненная какими-нибудь знаками, расположенными случайно. Это могут быть цифры, буквы, геометрические фигуры, рисунки-миниатюры. Задача ребенка найти определенный знак и как-нибудь его выделить — подчеркнуть, вычеркнуть, отметить. Какой именно знак и что необходимо сделать задается в инструкции.
Существует целый ряд вариантов корректурной пробы: буквенный, цифровой, с кольцами, рисунки и пиктограммы для детей.
Диапазон применения корректурной пробы очень широк – с дошкольного возраста и до пенсионного. т.е. для использования данного теста практически не существует возрастных ограничений – важно правильно подобрать стимульный материал. Тест может быть полезен в клинической практике, школьной диагностике, в процессе профориентации и профотбора.
В настоящей программе используется буквенный вариант корректурной пробы. Традиционная процедура проведения теста позволяет оценить устойчивость и концентрацию внимания. Важным показателем является характеристика качества и темпа выполнения. Изменяя процедуру эксперимента, можно исследовать переключение и распределение внимания. Корректурная проба используется в качестве методики оценки темпа психомоторной деятельности, требующей сосредоточения внимания. Возможны индивидуальные и групповые формы проведения эксперимента, с выполнением задания в компьютере и на бланках.
Результатами выполнения теста являются показатели продуктивности, точности, характеристика устойчивости внимания.
Проведение корректурной пробы в варианте предлагаемом программой, может служить целям скринингового обследования выявления детей с относительно сниженной продуктивностью внимания для дальнейшего углубленного обследования.
Методика «Домики» О.А. Ореховой
Тест «Домики» разработан О. А. Ореховой как диагностическое средство дифференциации эмоциональной сферы ребенка. Созданная методика базируется на цвето-ассоциативном эксперименте, предложенном А. М. Эткиндом для анализа отношений. В результате тестирования проявляется картина индивидуальных особенностей, предпочтений, познавательных потребностей и духовных ценностей, способности к формированию отношений в социуме, раскрываются варианты развития личности, обнаруживаются психологические проблемы ребенка и наличие внутренних противоречий.
Процедура теста предполагает раскрашивание как выражение личностного отношения к определенным социальным категориям. Методика предназначена для детей А—11 лет. Для проведения тестирования необходим бланк (различные бланки для детей А—5 и 6—11 лет), набор из шести цветных карандашей. Для дошкольников рекомендуется индивидуальное тестирование, для младших школьников возможно тестирование групповое.
Процедура исследования состоит из трех заданий по раскрашиванию. В первом задании ребенок производит простое цветовое ранжирование по степени предпочтения среди шести имеющихся вариантов. Следующий этап состоит в том, чтобы подобрать подходящий цвет для раскрашивания изображенных домиков, в которых обитают разные эмоции (счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение). Третий этап выявляет отношение к актуальным сферам деятельности (детский сад, школа). Варианты цветового выбора составляют индивидуальную шкалу предпочтений ребенка.
К полученным результатам применяется процедура шкалирования. Психолог получает степень предпочтения каждого полюса социальной эмоции или социального объекта для ребенка.
Собственный опыт работы с данной методикой авторов данного пособия показал, что:
- целесообразно применять индивидуальную форму исследования для детей всех возрастов (она дает возможность фиксировать особенности поведения ребенка во время раскрашивания, его комментарии, вопросы к психологу, реакции на стимульный материал и т.д.);
- предпочтительно использовать восемь цветов, что позволяет анализировать особенности эмоционального состояния ребенка по результатам выполнения первой части теста. Для этого можно использовать предложенные В. М. Элькиным ключевые программы выбора цвета, основанные на методике М. Люшера.
Методика изучения мотивации М.Р. Гинзбурга
В основу предлагаемой методики «Определение мотивов учения» положен принцип «персонификации» мотивов. Испытуемым предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. Эксперимент проводится индивидуально. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывается соответствующий содержанию рисунок, который служит внешней опорой для запоминания.
Методика направлена на изучение сформированности мотивов учения, выявление ведущего мотива у будущего первоклассника:
- Учебно – познавательные мотивы отражают интерес школьников к знаниям, направленность на самостоятельные добывание знаний.
- Мотив учения может быть внутренним – при самостоятельной познавательной работе, или внешним – при оказании взрослым.
- Социальные мотивы связаны с различными видами социального взаимодействия школьника с другими людьми, стремление получать знания, чтобы быть полезным, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности.
- Позиционный мотив может проявляться в разного рода попытках самоутверждения, в желании занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доминировать в коллективе.
- Мотив получения оценки – выражает стремление получить одобрение со стороны учителя, родителя, получить хорошую отметку.
- Игровой мотив — предпочтение взаимодействия, игры, общения со сверстниками
Полученные показатели информируют педагогов о первичном уровне учебной мотивации у детей, начинающих школьное обучение, и являются отправной точкой в отслеживании динамики развития мотивации учения на последующих возрастных этапах.