Гуляева Ирма Семеновна
Инструктор по физической культуре
Цель: Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников.
Задачи:
Обучающие:
- обучение основам шашечной игры;
- обучение простым комбинациям, теории и практике шашечной игры.
Воспитательные:
- воспитание отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
- воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
- выработка у детей умения применять полученные знания на практике.
Развивающие:
- развитие стремления детей к самостоятельности;
- развитие умственных способностей детей: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление.
Эстетические:
- играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и шашки в волшебные, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой.
Физическое:
- осуществление всестороннего физического развития воспитанников.
Проект обучающей игры «Шашечное королевство»
Экспериментальная обучающая программа, рассчитана на детей 5–7 лет. Срок реализации составляет 2 года. Количество детей в группе – 6 человек (в среднем). Занятия в первый год обучения рекомендуется проводить два раза в неделю.
Обучение шашечной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания дошкольника то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии. Без воспитания в себе сильной воли, нельзя добиться серьёзных результатов в шашках. Эту мысль тренер – педагог должен постоянно подчёркивать как во время занятий в кружке, так и вне кружка. Каждый кружковец-дошкольник обязан знать шашечный кодекс.
Занимаясь по программе, дети приобретают ряд качеств: усидчивость, сосредоточенность, последовательность рассуждений, изобретательность, умение анализировать, абстрактно и логически мыслить, применять ассоциативную фантазию, которые помогут им решать многие жизненные ситуации.
Организация занятий по шашкам
Шашечная игра многообразна и не так проста, как кажется на первый взгляд. Шашки имеют свои особенности, и сложность в руководстве боем состоит в том, что все шашки, воины – близнецы. Занятия по шашкам планируется проводить по принципу от простого объяснения к более сложному. Познавательный материал излагается в виде сказок. Занятия проводятся комбинированным способом, чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками, а также с воспитательными мероприятиями. В процессе занятий шашками дети получают целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. При проведении занятий следует ориентироваться на наиболее активных детей, однако надо стремиться к тому, чтобы основная масса занимающихся также усваивала данный материал. В конце учебного года рекомендуется проводить итоговые занятия, на которых рассматриваются достижения каждого ребенка, вручаются дипломы.
Условием нашего проекта выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, эстетической, физической, интеллектуальной и практической деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного возраста.
Проект основан на принципах доступности, научности, наглядности.
В организацию предметно-развивающей среды по проекту были подготовлены: музей по шашкам, кабинет по шашкам, информационный стенд «Шашечный дебют», шашечные уголки в групповых комнатах, оборудование и демонстрационный материал.
Участники:
Заведующая, старший воспитатель, воспитатели, дети, родители, специалисты ДОУ.
Этапы проекта:
1 этап. Подготовительный этап (сентябрь-ноябрь. 2016 г.)
- Мастер-класс тренеров Республиканского Шахматно-Шашечного Центра для педагогов ДОУ (отвеств. ст. воспитатель);
- Консультация старшего воспитателя «Игровое шашечное пространство для детей старшего дошкольного возраста» (для родителей и воспитателей);
- Подготовка кабинета к работе с детьми в шашечном кружке (отвест. ст. воспитатель);
- Оснащение демонстрационными и раздаточными материалами шашечный кружок (отвест. ст. воспитатель);
- Заказ и оформление стенда для шашечного кружка (отвест. ст. воспитатель);
- Оформление шашечного уголка для детей в групповых комнатах старшего дошкольного Возраста (отвест. воспитатели);
- Оформление музея шашек (отвест. ст. воспитатель);
- Планирование и составление сценариев развлечений, спортивных соревнований по возрастам (ответств. ст.воспитатель, специалисты);
- Совместно с детьми и родителями изготовление шашечных игр для музея-выставки – (ответств. воспитатели).
2 этап. Реализация проекта (сентябрь 2016 по ноябрь 2017 г)
Тематическое планирование. 1 год обучения 2015–2016 гг.
(старшая группа)
№ | Кружковые занятия | Сроки | Ответственный |
октябрь | Руководитель кружка | ||
1 | Занятие. Экскурсия в музей шашек. История шашек. | ||
2 | Занятие. Сказка начинается… (общие понятия о шашках) | ноябрь | |
3 | Занятие. Шашечная доска и шашки. Шашечные дороги. | ||
4 | Практическое закрепление материала | ||
5 | Занятие. Шашечные поля. | ||
6 | Практическое закрепление материала | ||
7 | Занятие. Диагональ | ||
8 | Практическое закрепление материала | ||
9 | Занятие. Как ходят шашки | декабрь | |
10 | Практическое закрепление материала | ||
11 | Занятие. Основные правила шашечной игры | ||
12 | Практическое закрепление материала | ||
13 | Занятие. Цели игры и определение результата партии | ||
14 | Практическое закрепление материала | ||
15 | Занятие. Разные виды ничьей партии | ||
16 | Практическое закрепление материала | ||
17 | Занятие. Как начинать партию? | январь | |
18 | Практическое закрепление материала | ||
19 | Занятие. Знакомство с таблицей шашечного турнира. | февраль | |
20 | Практическое закрепление материала | ||
21 | Занятие. Подготовка к соревнованиям | ||
22 | Практическое закрепление материала | ||
23 | Практическое закрепление материала | март | |
24 | Практическое закрепление материала | апрель | |
25 | Соревнование по шашкам в ДОУ между игроками. | май | |
26 | Соревнования между игроками, шашечные встречи, досуги, шашечные турниры | июнь-июль |
Тематическое планирование. 2 год обучения, 2016–2017 гг.
(подготовительная к школе группа)
№ | Кружковые занятия | сроки | ответственный |
1 | Занятие. Делаем наилучшие ходы. | октябрь | Руководитель кружка |
2 | Практическое закрепление материала | ||
3 | Занятие. Простые комбинации. | ноябрь | |
4 | Практическое закрепление материала | ||
5 | Занятие. Основы позиционной игры. | ||
6 | Практическое закрепление материала | ||
7 | Занятие. Комбинационные приемы | ||
8 | Практическое закрепление материала | ||
9 | Занятие. Связывание | декабрь | |
10 | Практическое закрепление материала | ||
11 | Занятие. Использование дополнительного темпа. | ||
12 | Практическое закрепление материала | ||
13 | Занятие. Размен. | ||
14 | Практическое закрепление материала | ||
15 | Занятие. «Шлагбаум». | ||
16 | Практическое закрепление материала | ||
17 | Занятие. Достижение выгодной оппозиции. | январь | |
18 | Практическое закрепление материала | ||
19 | Занятие. Треугольник Петрова. | февраль | |
20 | Практическое закрепление материала | ||
21 | Занятие. Подготовка к соревнованиям | ||
22 | Практическое закрепление материала | ||
23 | Занятие. Растяжка и оттяжка. | март | |
24 | Практическое закрепление материала | апрель | |
25 | Эффективность и красота комбинаций. | май | |
26 | Соревнования между игроками, шашечные встречи, досуги, шашечные турниры | июнь-июль |
Участие детей в окружных, республиканских российских и международных конкурсах и мероприятиях:
- Соревнования по шашкам. Окружной этап г. Якутска (январь)
- Республиканские шашечные соревнования (март)
- Фестиваль интеллектуальных игр (сонор, шахматы, шашки, интеллектуальный биатлон) (июнь)
3 этап. Обобщающий этап. Ноябрь 2016 г.
- Выставка детских работ по теме «Мир шашек глазами детей»
- Фоторепортажи с мероприятий.
- Подготовка методических рекомендаций с описанием технологий разработки занятий направленных на развитие интеллектуально-познавательного мышления дошкольников.
- Разработка методических рекомендаций по подготовке педагогов дошкольного образования к работе с обучающей программой «Шашечная королевство», направленной на развитие творческого мышления.
Используемая литература
- Абаулин В.И. Начала в шашечной партии. – М.: Физкультура и спорт, 1965. – 72 с.
- Барский Ю.П., Герцензон Б.П. Приключения на шашечной доске. – Л.: Ленинздат, 1969. – 128 с.
- Василевский Р.Г. Учимся играть в шашки. – Киев: Здоров’ я, 1985. – 88 с.
- Волчек А.А. Шашечный практикум. – Минск: Харвест, 2004. – 288 с.
- Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб.: Литера, 1992. – 250 с.
- Городецкий В.Б. Книга о шашках. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 320 с.
- Кулинчихин А.И. История развития русских шашек. – М.: Физкультура и спорт, 1982.
- Литвинович В.С., Негра Н.Н. Курс шашечных дебютов. – Минск: Полымя, 1985. – 256 с.
- Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 160 с.
- Рамм Л.М. Курс шашечных начал. – М.: Физкультура и спорт, 1953. – 348 с.
- Сидлин А.М. Как научиться играть в шашки. – М.: Физкультура и спорт, 1951. – 187 с.
- Сидлин А.М. Первые уроки шашечной игры. – М.: Физкультура и туризм, 1937.
- Шашки для детей/ В.К.Погрибной, В.Я.Юзюк. Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 137 с.
761 Просмотров за все время, 2 Посмотрели сегодня