Кружковая работа «Шашечное королевство»

Гуляева Ирма Семеновна

Инструктор по физической культуре

Цель: Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников.

Задачи:

Обучающие:

  • обучение основам шашечной игры;
  • обучение простым комбинациям, теории и практике шашечной игры.

Воспитательные:

  • воспитание отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
  • воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
  • выработка у детей умения применять полученные знания на практике.

Развивающие:

  • развитие стремления детей к самостоятельности;
  • развитие умственных способностей детей: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление.

Эстетические:

  • играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и шашки в волшебные, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой.

Физическое:

  • осуществление всестороннего физического развития воспитанников.

Проект обучающей игры «Шашечное королевство»

Экспериментальная обучающая программа, рассчитана на детей 5–7 лет. Срок реализации составляет 2 года. Количество детей в группе – 6 человек (в среднем). Занятия в первый год обучения рекомендуется проводить два раза в неделю.

Обучение шашечной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания дошкольника то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии. Без воспитания в себе сильной воли, нельзя добиться серьёзных результатов в шашках. Эту мысль тренер – педагог должен постоянно подчёркивать как во время занятий в кружке, так и вне кружка. Каждый кружковец-дошкольник обязан знать шашечный кодекс.

Занимаясь по программе, дети приобретают ряд качеств: усидчивость, сосредоточенность, последовательность рассуждений, изобретательность, умение анализировать, абстрактно и логически мыслить, применять ассоциативную фантазию, которые помогут им решать многие жизненные ситуации.

Организация занятий по шашкам

Шашечная игра многообразна и не так проста, как кажется на первый взгляд. Шашки имеют свои особенности, и сложность в руководстве боем состоит в том, что все шашки, воины – близнецы. Занятия по шашкам планируется проводить по принципу от простого объяснения к более сложному. Познавательный материал излагается в виде сказок. Занятия проводятся комбинированным способом, чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками, а также с воспитательными мероприятиями. В процессе занятий шашками дети получают целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. При проведении занятий следует ориентироваться на наиболее активных детей, однако надо стремиться к тому, чтобы основная масса занимающихся также усваивала данный материал. В конце учебного года рекомендуется проводить итоговые занятия, на которых рассматриваются достижения каждого ребенка, вручаются дипломы.

Условием нашего проекта выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, эстетической, физической, интеллектуальной и практической деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного возраста.

Проект основан на принципах доступности, научности, наглядности.

В организацию предметно-развивающей среды по проекту были подготовлены: музей по шашкам, кабинет по шашкам, информационный стенд «Шашечный дебют», шашечные уголки в групповых комнатах, оборудование и демонстрационный материал.

Участники:

Заведующая, старший воспитатель, воспитатели, дети, родители, специалисты ДОУ.

Этапы проекта:

1 этап. Подготовительный этап (сентябрь-ноябрь. 2016 г.)

  1. Мастер-класс тренеров Республиканского Шахматно-Шашечного Центра для педагогов ДОУ (отвеств. ст. воспитатель);
  2. Консультация старшего воспитателя «Игровое шашечное пространство для детей старшего дошкольного возраста» (для родителей и воспитателей);
  3. Подготовка кабинета к работе с детьми в шашечном кружке (отвест. ст. воспитатель);
  4. Оснащение демонстрационными и раздаточными материалами шашечный кружок (отвест. ст. воспитатель);
  5. Заказ и оформление стенда для шашечного кружка (отвест. ст. воспитатель);
  6. Оформление шашечного уголка для детей в групповых комнатах старшего дошкольного Возраста (отвест. воспитатели);
  7. Оформление музея шашек (отвест. ст. воспитатель);
  8. Планирование и составление сценариев развлечений, спортивных соревнований по возрастам (ответств. ст.воспитатель, специалисты);
  9. Совместно с детьми и родителями изготовление шашечных игр для музея-выставки – (ответств. воспитатели).

2 этап. Реализация проекта (сентябрь 2016 по ноябрь 2017 г)

Тематическое планирование. 1 год обучения 2015–2016 гг.
(старшая группа)

Кружковые занятия Сроки Ответственный
    октябрь Руководитель кружка
1 Занятие. Экскурсия в музей шашек. История шашек.
2 Занятие. Сказка начинается… (общие понятия о шашках) ноябрь
3 Занятие. Шашечная доска и шашки. Шашечные дороги.
4 Практическое закрепление материала
5 Занятие. Шашечные поля.
6 Практическое закрепление материала
7 Занятие. Диагональ
8 Практическое закрепление материала
9 Занятие. Как ходят шашки декабрь
10 Практическое закрепление материала
11 Занятие. Основные правила шашечной игры
12 Практическое закрепление материала
13 Занятие. Цели игры и определение результата партии
14 Практическое закрепление материала
15 Занятие. Разные виды ничьей партии
16 Практическое закрепление материала
17 Занятие. Как начинать партию? январь
18 Практическое закрепление материала
19 Занятие. Знакомство с таблицей шашечного турнира. февраль
20 Практическое закрепление материала
21 Занятие. Подготовка к соревнованиям
22 Практическое закрепление материала
23 Практическое закрепление материала март
24 Практическое закрепление материала апрель
25 Соревнование по шашкам в ДОУ между игроками. май
26 Соревнования между игроками, шашечные встречи, досуги, шашечные турниры июнь-июль

 

Тематическое планирование. 2 год обучения, 2016–2017 гг.
(подготовительная к школе группа)

Кружковые занятия сроки ответственный
1 Занятие. Делаем наилучшие ходы. октябрь Руководитель кружка
2 Практическое закрепление материала
3 Занятие. Простые комбинации. ноябрь
4 Практическое закрепление материала
5 Занятие. Основы позиционной игры.
6 Практическое закрепление материала
7 Занятие. Комбинационные приемы
8 Практическое закрепление материала
9 Занятие. Связывание декабрь
10 Практическое закрепление материала
11 Занятие. Использование дополнительного темпа.
12 Практическое закрепление материала
13 Занятие. Размен.
14 Практическое закрепление материала
15 Занятие. «Шлагбаум».
16 Практическое закрепление материала
17 Занятие. Достижение выгодной оппозиции. январь
18 Практическое закрепление материала
19 Занятие. Треугольник Петрова. февраль
20 Практическое закрепление материала
21 Занятие. Подготовка к соревнованиям
22 Практическое закрепление материала
23 Занятие. Растяжка и оттяжка. март
24 Практическое закрепление материала апрель
25 Эффективность и красота комбинаций. май
26 Соревнования между игроками, шашечные встречи, досуги, шашечные турниры июнь-июль

 

Участие детей в окружных, республиканских российских и международных конкурсах и мероприятиях:

  1. Соревнования по шашкам. Окружной этап г. Якутска (январь)
  2. Республиканские шашечные соревнования (март)
  3. Фестиваль интеллектуальных игр (сонор, шахматы, шашки, интеллектуальный биатлон) (июнь)

3 этап. Обобщающий этап. Ноябрь 2016 г.

  1. Выставка детских работ по теме «Мир шашек глазами детей»
  2. Фоторепортажи с мероприятий.
  3. Подготовка методических рекомендаций с описанием технологий разработки занятий направленных на развитие интеллектуально-познавательного мышления дошкольников.
  4. Разработка методических рекомендаций по подготовке педагогов дошкольного образования к работе с обучающей программой «Шашечная королевство», направленной на развитие творческого мышления.

Используемая литература

  1. Абаулин В.И. Начала в шашечной партии. – М.: Физкультура и спорт, 1965. – 72 с.
  2. Барский Ю.П., Герцензон Б.П. Приключения на шашечной доске. – Л.: Ленинздат, 1969. – 128 с.
  3. Василевский Р.Г. Учимся играть в шашки. – Киев: Здоров’ я, 1985. – 88 с.
  4. Волчек А.А. Шашечный практикум. – Минск: Харвест, 2004. – 288 с.
  5. Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб.: Литера, 1992. – 250 с.
  6. Городецкий В.Б. Книга о шашках. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 320 с.
  7. Кулинчихин А.И. История развития русских шашек. – М.: Физкультура и спорт, 1982.
  8. Литвинович В.С., Негра Н.Н. Курс шашечных дебютов. – Минск: Полымя, 1985. – 256 с.
  9. Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 160 с.
  10. Рамм Л.М. Курс шашечных начал. – М.: Физкультура и спорт, 1953. – 348 с.
  11. Сидлин А.М. Как научиться играть в шашки. – М.: Физкультура и спорт, 1951. – 187 с.
  12. Сидлин А.М. Первые уроки шашечной игры. – М.: Физкультура и туризм, 1937.
  13. Шашки для детей/ В.К.Погрибной, В.Я.Юзюк. Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 137 с.

 

 761 Просмотров за все время,  2 Посмотрели сегодня