Данная консультация разработана для воспитателей дошкольных образовательных учреждений с учетом регионального компонента Республики Саха (Якутия).
Проблема нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения в современном мире является одной из наиболее актуальных.
Патриотическое воспитание дошкольников — это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
В разное время проблеме патриотизма и воспитанию личности подрастающего поколения уделяли внимание выдающиеся педагоги и общественные деятели прошлого: К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Они указывали на необходимость воспитания сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства и любящих свое Отечество.
К.Д. Ушинский очень мудро подметил, что у каждого народа свои сказки, которые передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Он подчеркивал, что это первые и блестящие попытки воспитания в русской народной педагогике, и они не будут бессильными, если они будут народными. Именно он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине
Патриотическое воспитание дошкольников — обязательная составляющая часть деятельности педагогов-воспитателей ДОУ. Она заключается не только в воспитании любви к нашей общей Родине России, но и обучению бережного отношения к самым близким: семье, дому, к тому месту, где родился, природе, которая тебя окружает. В настоящее время, в связи с изменениями в обществе, патриотизм — это тот якорь, на котором держится понятие «государство». И формированию этого качества в новом поколении отводится такая важная роль. Как и любое воспитательное воздействие на ребёнка, формирование патриотических чувств использует методы наглядности, словесные методы и другие.
Какими правилами необходимо руководствоваться при организации патриотического уголка Достаточная информативность представленного материала с учётом возраста дошкольников. Постоянное наличие патриотического уголка в предметно-развивающей среде. Обновление представленного материала для поддержания интереса детей (в зависимости от возраста детей). Использование этих материалов на занятиях. Как и любая другая составляющая предметно-развивающей среды детского сада, центр патриотического воспитания должен соответствовать требованиям ФГОС: соответствие оснащения возрасту и потребностям детей данной возрастной группы. Возможность видоизменения в зависимости от обучающей ситуации. Многофункциональность, заключающаяся в возможности применения разных составляющих для моделирования обстановки для всестороннего развития детской активности. Возможность вариативности — создание условий для игр, моделирования, конструирования, игр в одиночку.
По каким направлениям подготавливается информационная база для патриотического уголка Знания о государстве. Информация о родном городе. Изучение народных традиций и культуры. Страна, в которой мы живём. Семья — самое важное в жизни.
Особенности подборки материала в зависимости от возраста детей.
Содержание информации по тематическим блокам для стенда о патриотическом воспитании
Младшая группа |
Средняя группа |
Старшая группа |
Подготовительная к школе группа |
Тематический блок «Государство» |
|||
Символика государства: изображение герба РФ и РС(Я), флага РФ и РС(Я), портрет президента РФ и Главы РС(Я) |
Символика сохраняется: флаг, герб. Флаг может быть представлен как иллюстрация, как трехцветное полотно или в виде сувенирного флажка |
К государственной символике добавляется гимн России. Присутствует карта страны, желательно с отображением главных достопримечательностей, атласы с иллюстрациями природных зон, животного и растительного мира различных областей.
|
|
Тематический блок «Малая родина» |
|||
Фотографии, открытки, сувениры, фотоальбомы, папки, объемные макеты края, города, района, своего детского сада |
Добавляется иллюстрированный материал о населенном пункте: достопримечательности, история возникновения, известные земляки |
Добавляется отдельные рубрики: «Город во время Великой Отечественной войны», «Наука и образование в нашем городе», «Спортивные достижения», карта города |
|
Тематический блок «Родной край» |
|||
Иллюстрации красоты и природного богатства родного края |
Добавляются флаг, герб и карта области, края, портрет руководителя. Символика наиболее значимых предприятий |
Более подробно представляется материал о родном крае, его природе, занимаемом месте в масштабах страны |
|
Тематический блок «Семейные традиции» |
|||
Семья: фотографии, картинки семьи, родителей, передающие их любовь и заботу к детям, взаимное уважение и поддержку. |
Добавляется информация о семейных праздниках и традициях |
Добавляются семейные альбомы, изготовленные детьми и родителями поделки: «Генеалогическое древо моего рода», «Герб нашей семьи», «Наши маленькие любимцы» |
|
Тематический блок «Народная культура» |
|||
Атрибуты народного творчества: матрешки, свистульки, примеры национальной одежды, традиционные игрушки России; утварь Якутии. |
Добавляется иллюстрированный материал о жизни русской деревни: изображение или макет избы, якутского балагана, праздники, обряды |
Выделяются тематические направления, представленные подбором печатного материала, иллюстраций, макетов:
|
|
Тематический блок «Художественная литература» |
|||
Народные сказки, песни, пословицы, стихи о родном крае, стране |
Народные сказки, песни, пословицы, стихи о родном крае, стране |
Добавляются рассказы для детей о героических поступках в современное время и во время войны. |
Центр патриотического воспитания лучше всего разместить рядом с книжным центром. Каким требованиям должно удовлетворять оформление уголка Логика размещения материала. Эстетичность и привлекательность оформления. Наполняемость и демонстрационным материалом (пособия, иллюстрации, игры, коллекции картинок или открыток). Соответствие материала возрасту детей. Творческий подход педагога в оформлении уголка. В детском саду необязательно иметь символы государства стандартного вида. Детей будет больше привлекать необычное оформление, выполненное родителями и воспитателями необычной техникой. Какого типа материалы можно использовать в оформлении Наглядные дидактические материалы (иллюстрации, флажки, красочные буклеты, предметы народной культуры, фотографии). Папки и материалы с дидактическими играми (настольные игры военной тематики, мозаики и складные картинки и т.д.). Разнообразные творческими заданиями с примерами выполнения на тему патриотического воспитания. Куклы, одетые в народные костюмы; игрушки, подходящие по тематике, объёмные модели. Творчество самих воспитанников. Художественная литература (книги с иллюстрациями, распечатки сказок, стихов, баллад и т.д.).
Названия центра: Моя Родина. Родной край. Уголок России. Вперёд, Россия! С чего начинается Родина. Наша Родина — Россия.
Правила размещения портретов Президента РФ и Главы РС(Я), гербов РФ и РС(Я):
Если стоять лицом к стенду, то портреты должны располагаться слева направо в следующем порядке: портрет Президента РФ, далее – портрет Главы РС(Я). Гербы должны быть расположены в соответствующем порядке.
Правила установки флагов
Размер флага: Размер Государственного флага (флага Российской Федерации) не меньше размеров других флагов |
||
Высота расположения: Государственный флаг (флаг Российской Федерации) должен располагаться не ниже остальных флагов |
||
Расположение флагов, когда их количество четное, но более двух (например — 4): Если стоять лицом к флагам (и к фасаду здания), то флаги должны располагаться слева направо в следующем порядке: флаг республики, флаг Российской Федерации, флаг города, флаг фирмы. В данном случае флаг РФ в соответствии с законом РФ находится левее центра. Допускается расположение по убывающему старшинству: флаг Российской Федерации, флаг республики, флаг города, флаг фирмы. |
||
Если в располагаемом ряде флагов есть флаг Москвы, то в соответствии с законом Москвы он должен располагаться левее центра, но так как положение «левее центра» занято флагом РФ, он переместится на одну позицию вправо и последовательность будет такая: флаг округа Москвы, флаг Российской Федерации, флаг Москвы, флаг фирмы. Таким образом соблюдается старшинство флагов. Флаг РФ имеющий высшее старшинство расположен первым по порядку. Допускается и расположениие флагов в следующем порядке: флаг Российской Федерации, флаг Москвы, флаг округа Москвы, флаг фирмы |
||
Расположение флагов, когда их количество нечетное (например — 3): Если стоять лицом к флагам (и к фасаду здания), то флаги должны располагаться слева направо в следующем порядке: флаг республики, флаг Российской Федерации, флаг города. В данном случае флаг РФ в соответствии с законом РФ находится строго в центре. Если в располагаемом ряде флагов есть флаг Москвы, то в соответствии с законом Москвы он должен располагаться в центре, но так как положение «центр» занято флагом РФ, он переместится на одну позицию влево и последовательность будет такая: флаг Москвы, флаг Российской Федерации, флаг фирмы. |
||
Расположение двух флагов Если стоять лицом к флагам (и к фасаду здания), то флаги должны располагаться слева направо в следующем порядке: флаг Российской Федерации, флаг республики. В данном случае флаг РФ в соответствии с законом РФ находится слева. Если в располагаемом ряде флагов есть флаг Москвы, то в соответствии с законом Москвы он должен располагаться слева, но так как положение «слева» занято флагом РФ, он расположится справа и последовательность будет такая: флаг Российской Федерации, флаг Москвы. |
Старший воспитатель МБДОУ Д/с № 27 «Кораблик» Бушкова Варвара Евгениевна
32,621 Просмотров за все время, 10 Посмотрели сегодня