Педагог-психолог Местникова Татьяна Николаевна
С понятием гиперактивности детей мы сталкиваемся все чаще. Причин такого состояния малыша может быть множество, и чаще всего, оно развивается из-за недостаточного внимания к нему родителей. Стараясь обратить на себя внимание взрослых, они вытворяют порой самые необычные вещи, могут быть чересчур импульсивными, неусидчивыми, и редко задумываются о результатах своего поведения. Общие рекомендации родителям гиперактивного ребенка
В первую очередь необходимо уделить внимание той обстановке, которая окружает ребенка дома, в школе, детском саду. Родителям стоит задуматься об изменении собственного поведения и характера. Нужно глубоко, душой понять беду, постигшую маленького человека. И только тогда реально подобрать верный тон, не сорваться на крик или не впасть в безудержное сюсюканье. Правила поведения с ребенком мы, конечно, здесь назовем, но следовать им формально, без внутреннего убеждения и настроя — практически бесполезно. А потому, уважаемые мамы, папы, бабушки, дедушки, педагоги, — начните с себя. Вырабатывайте в себе мудрость, доброту, терпение и разумную строгость.
Что же следует делать конкретно? В первую очередь, запомнить, что у детей с СДВГ очень высокий порог чувствительности к отрицательным стимулам, а потому слова «нет», «нельзя», «не трогай», «запрещаю» для них, по сути дела, пустой звук. Они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но зато очень хорошо реагируют на похвалу, одобрение.
Психологи рекомендуют несколько методов работы с гиперактивными детьми:
Игровая терапия при гиперактивности
«Игра» и «терапия» — казалось бы, что связывает эти два слова? Игра — это: развлечения, отдых; терапия — напротив, лечение, нагрузка. И все-таки они объединены, объединены прочно многолетней практикой применения, дающей во многих случаях очень хорошие результаты. По мнению психологов, специально подобранные игры — наиболее эффективный, а порой и единственный метод коррекционной работы с детьми раннего возраста
Играть с гиперактивным ребенком нужно много: дома, в детском саду.
Взрослый сидит позади ребенка. Звучит спокойная музыка. Участники упражнения здороваются друг с другом следующим образом. Взрослый берет попеременно руки и ноги ребенка и выполняет ими любые плавные движения, имитируя жесты приветствии. Затем круг становится более плотным (участники сдвигаются). По кругу передается мяч или любая другая игрушка. Родитель, сидящий за ребенком, может передавать мяч вместе с ребенком, держа его руки в своих. Поскольку круг совсем небольшой, мяч очень скоро возвращается к малышу, и он учится отдавать его без сожаления. Тем более что за спиной он ощущает поддержку взрослого, который может комментировать все, что ребенок делает, при этом поглаживать малыша по спинке, по головке.
Затем родители вместе со своими детьми ложатся на ковер и продолжают под музыку двигаться (перекатываться, ползать, бороться). Если дети маленькие, то родители могут положить их себе на живот и выполнять произвольные движения и поглаживания. Как правило, дети быстро успокаиваются, ощущают безопасность, расслабляются, доверяют себя взрослому.
Однако возможности у всех разные, и не каждой семье доступно регулярное посещение таких центров (и по времени, и по финансам). Тогда играйте дома. Известно, что в любой игре есть правила, которым должен подчиняться каждый участник. И даже бросание друг другу мяча, если оно совершается не просто так, а по придуманным вами условиям и с учетом каких-то команд, может послужить поставленной цели. Первым шагом к преодолению трудностей станет усвоение ребенком той программы действии, которую предложит ему взрослый. Задача последнего заключается в том, чтобы следить за действиями малыша, не допускать хаотичности движений и подчинять их какой-то последовательности. После того как вы преодолеете этот этап, предложите ребенку самому спланировать игру и придумать какие-нибудь правила. Однако не стоит слишком настаивать. Подождите, пока малыш «дозреет» до этого сам. Главное, чтобы игра увлекала его. Тогда он обязательно научится планировать ее и придумывать нехитрые правила. Не забывайте: когда малыш научится регулировать собственную активность, ему будет гораздо легче общаться со сверстниками. Ведь если дети не умеют соблюдать правила и постоянно их нарушают, найдется немного желающих с ними поиграть.
Попробуйте в начале игры создать положительное эмоциональное настроение и поддерживать его в течение всего времени взаимодействия с ребенком. Сядьте рядом, не забывайте смотреть друг другу в глаза, искренне удивляться, радоваться, использовать ласковые прикосновения. Каким должно быть содержание игр?
Прежде всего это игры, непосредственно направленные на обогащение эмоциональных ощущений, рассчитанные на то, чтобы рассмешить, удивить, успокоить и т.п.
Например, можно использовать игру «Расскажи стихи руками», когда мама и ребенок по очереди и вместе пытаются различными движениями рук с использованием мимики показать содержание стихотворения. Или игры на согласованность совместных движений — «Пилка дров», «Насос», «Кузница». Можно использовать игровые упражнения типа «Попробуй показать, попробуй угадать», главным содержанием которых является изображение различных предметов и действий с ними (например, съесть кислый лимон, тающее мороженое, поднять тяжелый чемодан и др.).
Эти упражнения не только обогатят ребенка разнообразными эмоциональными ощущениями, но и будут способствовать развитию воображения. Очень полезно и совместное сочинение сказок, стихов, рассказов. Поскольку для гиперактивных детей характерны также нарушения внимания и самоконтроля, важно проводить с ними простые игры на развитие данных функций, например, «Лабиринт», «Что изменилось», «Чем похожи, чем непохожи», «Найди лишнее» и др.
Для упорядочения реакций подойдут такие игры, как «Успевай-ка». Содержание игры сводится к тому, что взрослый договаривается с ребенком о том, что будет называть разные цифры, кроме одной, например, семерки, и ребенок должен следить и сказать «Стоп», если она произнесена. Можно усложнять правила: «Стоп» говорить только в том случае, если перед цифрой «7» называлась цифра «6». Поддержать интерес ребенка к данной игре можно, заменив слуховой материал на зрительный. По этому же принципу построены игры «Не подражай», ««Да» и «Нет» не говорите», «Пол, нос, потолок», в которых предусмотрены правила ограничения некоторых действий ребенка.
Все эти рекомендации очень важны, так как помогают снять напряжение как у ребенка, так и у взрослого, приблизить их друг к другу, почувствовать желание и потребности друг друга — иными словами, наладить нормальную эмоционально насыщенную жизнь ребенка в семье.
Помните только, что такой малыш чувствует себя менее защищенным, чем обычный, и нуждается в специальном игровом пространстве. Оно, во-первых, должно быть максимально безопасным (исключить острые углы, неустойчивые предметы, закрыть электрические розетки и т. д.), во-вторых, вызывать ощущение комфорта, в-третьих, иметь специальный «уголок уединения». Мы уже говорили, что гиперактивный ребенок, хоть и производит впечатление вечного двигателя, на самом деле очень устает. И излишнее эмоциональное напряжение у него может вызвать еще больший всплеск перевозбуждения. Поэтому когда видите, что ребенок устал, обязательно — в «уголок уединения». Посидите вдвоем, погладьте его, поговорите негромко. Кроме того, для игр необходим специальный набор мебели и игрушек, например, шкафы с открытыми и закрытыми полками, наборы кукольной мебели и посуды, контейнер с песком, емкость с водой и др.
Гиперактивным детям чрезвычайно полезна работа с песком, крупой, водой, глиной, рисование с помощью пальцев. Все это помогает снять напряжение. А вообще, как считают психологи, работа здесь должна строиться по нескольким направлениям: снять напряжение и излишнюю двигательную активность, тренировать внимание и следовать за интересами ребенка, то есть пытаться проникнуть в его мир и вместе его анализировать. Например, если ребенок рассматривает что-то на улице, взрослому обязательно надо проследить за взглядом и найти этот предмет, затем постараться удержать внимание малыша на нем, расспросить, что заинтересовало, и попросить подробно описать детали предмета, вместе как-то их прокомментировать. Как писал В. Оклендер: «Когда таким детям уделяют внимание, слушают их, и они начинают чувствовать, что их воспринимают всерьез, они способны каким-то образом свести до минимума симптомы своей гиперактивности».
Семейная психотерапия при гиперактивности
При синдроме нарушения внимания с гиперактивностью лечением только ребенка ограничиваться, пожалуй, не стоит. Ведь сколько бы ни занимался с малышом специалист, если не поменять обстановку, окружающий мир — результат все равно не будет достигнут. Вот почему современная медицина для реабилитации детей с СДВГ предусматривает обязательную семейную психотерапию, на сеансах которой родители начинают понимать, что здоровье их ребенка в значительной мере зависит от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему взрослых.
Родителей учат избегать двух крайностей:
- с одной стороны, проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;
- с другой стороны, постановки завышенных требований, которые ребенок не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и санкциями (наказаниями).
Родителям объясняют, что частое изменение указаний и колебания их настроений оказывают на таких детей гораздо более глубокое негативное воздействие, чем на других, учат, как с этим справляться.
Замечено, что сеансы семейной психотерапии полезны не только родителям, чувствующим свою беспомощность или вину за своего «плохого» ребенка, за недостатки его воспитания и т. д., но и самим детям. Они все вместе пытаются решить проблему, которая самим ребенком и не осознается. Ведь на занятиях не просто говорится, что нужно делать, как себя вести, а создается ситуация, которая высвечивает конфликт изнутри и на него смотрят уже другими глазами. Открываются новые возможности, позволяющие решить эту, ставшую теперь уже не такой трудной, задачу.
Еще раз подчеркнем, что ни при одном заболевании универсального, подходящего любой категории больных, способа лечения нет. Даже самый безукоризненный метод все равно необходимо «подгонять» под конкретного человека. Ведь, как пишут поэты, даже снежинок не бывает одинаковых, а что тогда говорить о такой сложнейшей системе, как организм человека.
Физические упражнения при гиперактивности:
Хорошо известно, и не только врачам, что занятия физкультурой укрепляют здоровье человека, а часто даже избавляют его от разных заболеваний. Физические упражнения улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной системы, улучшают обмен веществ, укрепляют мышцы и ткани, увеличивают кислородный обмен, выводят шлаки, снимают мышечную усталость, насыщают человека дополнительной энергией.
Но как быть с детьми, у которых имеется или предполагается (в раннем возрасте) синдром дефицита внимания с гиперактивностью? Они ведь и без того двигаются сверх всякой меры. Не станет ли для них «тяжким бременем» дополнительная физическая нагрузка? Исследования отечественных и зарубежных специалистов показывают, что не станет. Более того, лечение детей с СДВГ обязательно должно включать физическую реабилитацию. Систематические занятия гимнастикой способствуют тому, что ребенок становится более спокойным. У него вырабатывается правильная координация движений, восстанавливаются поведенческие реакции, нормализуется сон, развивается костно-мышечная система. Кроме того, гимнастика оказывает общеукрепляющее воздействие на весь организм, что также чрезвычайно важно. Конечно, не всякие занятия физкультурой полезны таким детям.