Воспитатель группы «Солнышко» Матвеева Изольда Валентиновна
IV этап работы по самообразованию: «Участие в системе методической работы ДОУ».
Период работы: 2019-2020 уч.год.
_______________________________________________________________________
«Чем больше мастерства в данной руке, тем умнее ребенок»
В. А. Сухомлинский
Творчество дошкольника неразрывно связано с работой воображения, познавательной и практической деятельностью. Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием предать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию. Любая художественная деятельность ребенка и занятие творчеством формирует у него образное мышление, способствует развитию фантазии, а также помогает выразить свои ощущения и эмоции. Ребенок, который еще плохо выражает свои мысли словами, всегда сможет выразить их в творчестве, в искусстве. Художественное творчество — один из любимых видов детской деятельности.
В последние годы для развития творческих способностей дошкольников стали использовать нетрадиционные техники рисования. Работа с необычными материалами позволяет им ощутить незабываемые эмоции, развивает творческие способности, креативность, что в конечном результате помогает общему психическому и личностному развитию.
Нетрадиционные изобразительные техники — это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита. Позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалось шаблона.
В процессе нетрадиционного рисования ребенок всесторонне развивается:
— формируется пространственное мышление;
-подталкивает детей к творческим поискам и решениям;
-придает уверенности в своих силах;
-развивает чувство композиции, ритма, восприятия цвета, чувство формы и объёмности;
— развивает мелкую моторику рук, речь;
-формирует эстетическое восприятие, фантазию;
-развивает память, внимание, мышление, глазомер;
-формирует умение ориентироваться на листе бумаги;
-развивает познавательный интерес;
Для занятий с использование нетрадиционной техники рисования можно применять разнообразные материалы:
-бумага разного размера, формы, формата и цвета;
-краски, гуашь, акварель, мелки, воск, свечи, соль, крупы, пена для бритья, ватные палочки, воздушные шарики, трафареты, штампы и печати из фруктов и овощей, трубочки, мыльные пузыри, сухие листья, нитки и т.
Успех обучения нетрадиционной техники рисования во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог. Чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Нетрадиционная техника рисования показывает необычное единство материалов и инструментов. Плюсом этой техники является универсальность их применения. Способ их выполнения интересен и доступен как взрослому, так и ребенку. Поэтому данная методика рисования заинтересовала меня и впоследствии была внедрена в работу с детьми.
Еще одной причиной внедрения данной технологии рисования в образовательную деятельность были трудности у воспитанников возникающие вовремя НОД по продуктивной деятельности во второй младшей группе, в частности:
— изобразительные умения и навыки детей не соответствовали возрасту;
— рисунки были не выразительные, однотипные;
— дети не могли изобразить задуманное;
— у детей было слабо развита мелкая моторика рук (дети неуверенно брали и действовали кисточками, карандашами);
— отсутствия у некоторых детей желания рисовать.
Первоначальный этап (2016-2017уч.год) моей работы основывался на изучении психолого-педагогической литературу таких авторов как: Т.А Цквитария, Р.Г Казаковой, А.В Никитиной,Г.Н Давыдовой, И.А Лыковой нашла много интересного материла, идей. На основании изученного материала была выбрана тема самообразования: «Использование нетрадиционной техники рисования, как средство развития творческих способностей детей» и поставлены следующая цель и задачи:
Цель: Формирование художественно-творческих способностей детей через обучения нетрадиционным техникам рисования.
Задачи:
1.Воспитательные: Воспитывать у детей художественный вкус и чувство гармонии. Воспитывать аккуратность, трудолюбие, творческую самореализацию, усидчивость, сотрудничество.
2.Образовательные: Научить детей приемам нетрадиционной техники рисования и способами изображения с использованием различных материалов.
3.Развивающие: Развивать у детей мышление, внимание, память, мелкую моторику пальцев рук, наблюдательность, пространственное воображение, фантазию. Развивать умение и навыки, необходимые для создания творческих работ, желание экспериментировать, проявляя чувство радости.
В 2017-2018 уч.году разработан календарно-тематический план на 4 года, начиная со второй младшей группы, был подобран дидактический, методический, наглядный и художественный материал, обновили и оснастили «Центр творчества» различным материалами (природным материалом, губками, мелками и т.п.). Распредели техники нетрадиционно рисования в соответствии с возрастными особенностями и возможностями детей:
— во второй младшей группе дети познакомились с техникой пальчикового рисования точкой, печатания ладошкой, ватными палочками; Дети с удовольствием включились в деятельность, смело набирали краску и «шлёпали» по бумаге. Даже малоактивные дети и дети с ОВЗ с удовольствием принимали участие в творчестве.
— в средней группе дети познакомились с техниками рисования: кляксография, воздушными шарами, «вилкой», методом рисования «тычка» жесткой полусухой кистью, «набрызги», губкой, солью;
— в старшей группе дети познакомились с техникой рисования «печать растений», техникой изображения пейзажа «манотипией», манной крупой, зубной щеткой;
— в подготовительной группе дети познакомятся с техникой изображения- граттаж, смешанной техникой рисования- проступающий рисунок мелками и акварелью, «витраж», рисование музыкой, пеной для бритья, нитками.
Так как родители (законные представили) являются участниками образовательного процесса по данной работе проходили индивидуальные консультации, выставки детских работ, а в 2018-2019 уч.году проведен открытый мастер — класс для родителей средней группы по нетрадиционной технике рисования солью «Украшаем чорон», в рамках Дня открытых дверей, посвященному Дню Республики. Так же мастер-класс «Нетрадиционная техника рисования» для родителей и детей ДОУ в рамках мероприятия « С мамой вместе», посвященного Дню Матери в РФ.
В рамках методического объединения обобщила и представила свой опыт на семинаре среди педагогов ДОУ на тему: «Волшебная пена».
Прошла курсы вебинаров «Воспитатели России», прослушала лекцию на тему: ««Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста» лектор Лыкова И. А.
Сейчас нахожусь на четверном этапе работы, продолжаю обобщать и представлять свой педагогический опыт, в рамках методической системы работы ДОУ по данному направлению и делаю предварительные выводы:
- Нетрадиционная техника рисования позволила мне осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывая их желания, интересы.
- Нетрадиционная техника лежит на основе многих арттерапевтических техник, как средство коррекции психических процессов, позволяет ребенку преодолеть страх, дает уверенности в себе, в своих силах, что помогло в работе с детьми с ОВЗ.
- Использование нетрадиционной техники рисования стимулирует художественно- творческое развитие детей, положительно влияет на развитие способностей, умений и навыков.
Таким образом, нетрадиционная техника рисования развивает творчество ребенка, которое безгранично и стоит только правильно направить возможности и фантазию, для роста творческого потенциала и обогащения внутреннего мира искусства.
Список использованной литературы.
1.Г.Н Давыдова. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» — М: Издательство «Скрипторий» 2003, 2007г.
2.Международный научно- методический журнал № 3 (13) / 2018г «Вопросы дошкольной педагогики» М.Н. Ахметова. Е.В. Цыкунова статья «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.