Матвеева И.В.
Воспитатель высшей категории
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев». В.А Сухомлинский
Пальчиковые игры существуют очень давно и сопровождают нас в течении всей жизни. «Сорока, сорока кашу варила»,- говорит мама и водит пальчиком малыша по его ладошке.
Главная ценность пальчиковых игр состоит в том, что в их процессе ребенок развивается в полной мере, работают все центры головного мозга. Развиваются речь, память, внимание, мышление, мелкая моторика руки, координация движений.
Пальчиковая игра – средство воспитания дошкольников, поэтому родители должны учить их правильно играть, заинтересовать. Но сама игра – деятельность спонтанная, непринужденная, ребенка нельзя заставлять играть: он должен чувствовать себя свободным.
В ранние, дошкольные годы жизни ребенка разнообразные пальчиковые игры являются тем видом творческой деятельности, в котором формируется его личность. Пальчиковым играм принадлежит особая роль в умственном развитии ребенка. Значимость и привлекательность приобретают в первую очередь те движения пальцами, которые еще не стали повседневными.
То, что ребенку впервые удалось сделать при помощи собственных пальчиков, является для него большим достижением. Существенная роль в развитии игр принадлежит подражательной способности ребенка повторять движения за взрослыми.
Играя пальцами рук, дети развиваются в речевом отношении быстрее и лучше, чем дети, чьи руки мало знают пальчиковые игры. Тренируя мелкие движения кисти, мы способствуем положительной динамике развития речи, так как речевые области в коре головного формируются под влиянием импульсов, которые интенсивно идут из пальцев рук. Родителям важно усвоить одно правило: если воспринимать упражнения по развитию мелкой моторики как коррекционную деятельность, необходимую для правильного развития детей, то это придаст творчеству только негативные эмоции. Поэтому процесс занятий должен быть занимательным и веселым. Это важно для самого ребенка. Так как игру он воспринимает как интересный способ познания мира людей, и чем осмысленнее и четче будут его игровые движения, тем активнее он будет проявлять себя, свои способности.
Игры по тренировке пальцев желательно проводить в самом раннем возрасте. Игры должны соответствовать возрасту. Для самых маленьких пальчиковая игра прежде всего массаж, разминание подушечек пальцев со стихотворными приговорами или песенками. В раннем и младшем дошкольном возрасте желательно выполнять простые упражнения и игры. Они могут сопровождаться стихотворениями, песнями, загадками, веселыми шутками. Работа над освоением игры делится на несколько этапов:
— показ;
-объяснение;
-воспроизведение;
-закрепление;
Показывая игру в первый раз, нужно замедлить темп, чтобы дети могли как следует рассмотреть движения взрослого и понять смысл игры. Затем нужно показать и объяснить. Как правильно выполняется упражнение. На следующем этапе дети повторяют текст вместе со взрослым. Следует указать на допущенные ими ошибки и неточности, уделить внимание на выразительности речи, умение правильно передавать эмоции и настроение стихотворения. Игру можно повторить на следующий день, добиваясь самостоятельного воспроизведения. Работа с пальчиковыми играми будет эффективной, если использовать в течении дня 5-7 игр, один раз в неделю добавляя новую игру. Лучше всего пальчиковые игры проводить в утренний промежуток времени во время утренней гимнастики на укрепление различных мышц рук, перед различными видами деятельности: рисование, лепка, ручной труд, письмо, чтобы разогреть и размять руки. Пальчиковые игры хорошо проводить в виде физкультминуток, они позволяют расслабить мышцы руки, дать им отдохнуть.
Представим несколько вариантов пальчиковых игр:
Массаж пальчиков и ладошек «Воробей» — игра предназначена для массажа подушечек пальцев малыша. Взрослый прикладывает большой палец к ногтевой пластине пальчика ребенка, а остальными прижимает подушечку массируемого пальчика снизу. При произнесении одной строчки стихотворения взрослый разминает подушечку одного пальчика малыша.
Где обедал воробей? У моржа попил водицы,
В зоопарке у зверей. Ел морковку у слона.
Пообедал он сперва С журавлем поел пшена.
За решёткою у льва. Погостил у носорога
Подкрепился у лисицы, Отрубей поел немного.
Игры с потешками, напевками: Отличный вариант, когда пальчиковые игры сопровождаются чтением стихов. Рифмованные потешки или веселые стишки формируют и с каждым разом улучшают чувство ритма, создают эмоциональный фон. Это обеспечивает хорошую тренировку пальцев. Пальчиковые игры, сопровождаемые пением особенно из уст матери, способны не только успокоить нервного ребенка, но и поднять его настроение.
ОЙ ладушки-ладушки, (ладошки держат вертикально и тихонько хлопают.)
Испечём оладушки. (ладошки переворачивают горизонтально и продолжают хлопать.)
На окно поставим (ладошки кладут на колени.)
Остывать заставим. (хлопают ладошками по коленям).
А остынут – поедим. (хлопают в ладоши.)
И воробышкам дадим (встряхивают ладошками, имитируют кормежку воробьев)
Воробышки сели (ладони кладут на колени.)
Оладушки съели (постукивают пальцами по коленям.)
Шу-у-у-у! – и улетели (резко поднимают руки вверх и машут раскрытыми ладошками.)
Игры с предметами. Пальчиковые игры с различными предметами прекрасно развивают не только мелкую моторику у детей, но и тактильные ощущения.
Упражнение «Горох» — в глубокую тарелку насыпать горох. Ребенок перебирает его руками и при этом рассказывает стихотворение.
В ведро насыпали горох Устроили переполох,
И пальцы окунули , Чтоб пальцы отдохнули.
Упражнение «Спички вместо карандаша» — При помощи спичек ребенок выкладывает разные рисунки и при этом разучивает с мамой стих «Корабль»
Военный корабль И может сегодня
Бороздит по волнам , Приплывет он и к нам.
Разнообразные пальчиковые игры, рассчитанные на дошкольный возраст детей неисчерпаемы. Сегодня есть возможность приобрести в магазинах множество книг с пальчиковыми играми. Если у родителей есть желание, то обязательно будет возможность позаниматься с ребенком хотя бы раз в неделю!
464 Просмотров за все время, 1 Посмотрели сегодня