Артемьева Дария Николаевна
Инструктор по физической культуре
Физическое воспитание играет главную роль во всестороннем развитии современного дошкольника. Дошкольный возраст – это возраст, в котором закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств, формирования основ здорового образа жизни. В детском организме заложены большие возможности для тренировок, а это дает возможность внедрять доступные детям элементы спорта в систему физического воспитания ДОУ. Ведь освоение элементов спортивных игр в дошкольном возрасте составляет основу для дальнейших занятий спортом.
В играх и действиях с мячом дошкольники совершенствуют навыки большинства основных движений. Вместе с тем игры с мячом – это своеобразная комплексная гимнастика. В ходе игр дети упражняются не только в бросании и ловле мяча, забрасывании его в корзину, ударам по мячу ногой, ведении ногой, ударам по цели и на дальность с места и разбега, но и также в ходьбе, беге, прыжке. Все эти движения дети выполняют в постоянно изменяющейся обстановке. А это способствует формированию у детей старшего дошкольного возраста умений самостоятельно применять движения в зависимости от условий игры.
Упражнения и игры с мячом при соответствующей организации и способах проведения благоприятно влияют на физическое развитие и работоспособность ребенка. Разнообразные спортивные упражнения позволяют всесторонне воздействовать на мышечную систему детей. Укреплять их костный аппарат, развивать дыхательную и сердечно — сосудистую системы, регулировать обмен веществ, усиливая его функциональный эффект. Элементы спорта помогают значительно повысить функциональные возможности детского организма. Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Упражнения с мячом различного объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработки хорошей осанки.
Данные статистики, факты из медицинской практики говорят о том, что многие дети испытывают двигательный дефицит, который приводит к выраженным функциональным нарушениям в организме: снижение силы и работоспособности скелетной мускулатуры влечет за собой нарушение осанки, координации движений, выносливости, гибкости и силы, плоскостопие, вызывает задержку возрастного развития.
Поэтому работа с мячом занимает одно из главных мест в физкультурно-оздоровительной работе с детьми. Данная рабочая программа разработана на основе программы Н.И.Николаевой «Школа мяча» и является дополнительным видом образования в форме кружковой работы, предназначена для детей 5-7 года жизни, срок реализации данной рабочей программы 2 года.
Основная цель данной программы — обогащение двигательного опыта детей 5-7 го года жизни, освоение детьми техники владения мячом.
Задачи:
- Научить детей технике владения мяча.
- Освоение элементов игры в волейбол, элементы игры в баскетбол, способствование совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечнососудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей.
- Познакомить дошкольников с историей игры волейбол, баскетбол.
- Развивать координацию движений, выносливость, быстроту ловкость, умение ориентироваться на площадке, находить удобное место для ведения игры.
- Формировать простейшие технико-тактические действия с мячом: передача мяча, бросок через сетку, подача мяча, блокирование, разучить индивидуальную тактику, искусство ведения мяча и забрасывания в кольцо. Умение выбирать более целесообразные способы и ситуации действий с мячом.
- Учить детей понимать сущность коллективной игры с мячом, цель и правила.
- Воспитывать умение подчинять свою деятельность сознательно поставленной цели.
- Воспитывать умение играть коллективно, подчинять собственные желания интересам коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях.
Форма обучения: специально организованные занятия; игровые упражнения, групповые, подгрупповые и индивидуальные упражнение по овладению техникой игры с мячом.
Количество занятий: 1 занятие в неделю, 4 занятия в месяц, 36 занятий в учебном году (с сентября по май). 1 раз в три месяца совместное мероприятие с родителями. Итогом детской деятельности могут служить физкультурные досуги, праздники, развлечения.
Место проведения: спортивный зал МБДОУ, спортивная площадка. Используемый материал: мячи резиновые диаметром 12 см. – 10 шт. и диаметром 16 см. – 10 шт., волейбольная сетка, 2 гимнастические скамейки, гимнастическая стенка, кольцо баскетбольное, мячи баскетбольные.
Ожидаемые результаты:
- Дети смогут владеть мячом, выполняя упражнения с мячом.
- Освоят элементы игры в волейбол, элементы баскетбола.
- Дошкольники познакомятся с историей игры волейбол, баскетбол.
- У детей выявятся улучшения показателей координации движений, выносливости, быстроты, ловкости, умение ориентироваться на площадке, находить удобное место для ведения игры.
- Дошкольники овладеют технико-тактическими действиями с мячом: передача мяча, бросок мяча через сетку, подача мяча, блокирование, забрасывание мяча в баскетбольное кольцо, разучат индивидуальную тактику. Умение выбирать более целесообразные способы и ситуации действий с мячом.
- Научаться понимать сущность коллективной игры с мячом, цель и правила.
Организация образовательной деятельности:
На занятиях и вне занятий:
- Проведение бесед об истории и правил спортивных игр с мячом.
- Дети должны освоить элементы игры в волейбол, состоящую из двух видов действий: движения, которые выполняются без мяча или с мячом в руках без передачи его партнеру (стойка, остановки, повороты, прыжки, ложные движения)
- Действия с мячом: ловля, передача, ведение и забрасывание в корзину, подача мяча.
- Перемещение по площадке осуществляется бегом в сочетании с ходьбой, прыжками, поворотами.
Обучение способам действия (для игры в волейбол)
- Нижняя, верхняя подача мяча.
- Передача сверху двумя руками.
- Прием мяча снизу двумя и одной рукой.
- Блокирование
Обучение способам действия (для игры баскетбол)
- Броски мяча вверх, об землю и ловля его руками.
- Ведение мяча, продвигаясь между предметами.
- Ведение мяча с дополнительными заданиями.
- Забрасывание мяча в баскетбольное кольцо.
Учебно-тематический план
№ п./п. | Тема | Количество часов | |
1 год обучения | 2 год обучения | ||
1. | Отработка упражнений с мячом | 16 | 14 |
2. | Игры и упражнения с мячом | 18 | 20 |
3. | Соревнования в подгруппах | 2 | 2 |
Итого: | 36 | 36 |
Тематический план 1 года обучения
Месяц: | Мероприятия: | Цель: | Взаимодействие с родителями: |
Сентябрь |
|
Подготовить детей к обучающему процессу | Информирование родителей о результатах обследования |
Октябрь |
|
Научиться управлять мячом, чувствовать его | Консультация с родителями на тему «Школа мяча» |
Ноябрь |
|
Контролировать мяч | Спортивное мероприятие «Мы с мячом очень дружим» |
Декабрь |
|
Научить точности передачи мяча партнеру | День открытых дверей |
Январь |
|
Совершенствовать точность передачи мяча при игре в парах | Оформление наглядной информации для родителей. |
Февраль |
|
Подготовить детей к игре в волейбол | Беседа об организации подвижных игр для дома, улицы с мячом |
Март |
|
Развивать ловкость,
Умение работать с мячом |
Веселые старты: «Играем вместе» |
Апрель |
|
Совершенствовать технику игры | Консультация – «Одежда и здоровье детей» |
Май |
|
Разработать тактику игры | Открытое занятие |
Тематический план 2 года обучения
Месяц: | Мероприятия: | Цель: | Взаимодействие с родителями: |
Сентябрь | 1.Обследование детей
2.Инструктаж по технике безопасного поведения в физкультурном зале 3.Знакомство с различными видами мяча |
Подготовить детей к обучающему процессу | Информирование родителей о результатах обследования |
Октябрь | 1.Совершенствование броска мяча вверх и ловля его двумя руками на месте
2.Прокатывание мяча одной и двумя руками из разных положений (стоя, сидя) |
Научиться управлять мячом, чувствовать его | Консультация с родителями на тему: «Благотворное воздействие упражнений с мячом на физическое развитие дошкольников» |
Ноябрь | 1.Выполнять броски и ловлю мяча в движении
2.Отбивание мяча об пол одной рукой на месте (не менее 10 раз) |
Контролировать мяч в движении | Спортивное мероприятие «Мы с мячом очень дружим» |
Декабрь | 1.Отбивание мяча об пол правой и левой рукой в движении по кругу
2.Передача мяча друг другу различным способом |
Научить точности передачи мяча партнеру | Мини — соревнования с детьми старшей группы |
Январь | 1.Передача мяча с отскоком от пола из одной руки в другую в движении.
2.Перебрасывание друг другу во время бега |
Совершенствовать точность передачи мяча при игре в парах | Оформление наглядной информации для родителей. |
Февраль | 1.Перебрасывание мяча через сетку
2.Ведение мяча, продвигаясь между предметами |
Подготовить детей к игре в волейбол | Беседа об организации народных подвижных игр для дома, улицы с мячом |
Март | 1.Бросок мяча об стенку и ловля его двумя руками
2.Ведение мяча, продвигаясь между предметами с дополнительными заданиями |
Развивать ловкость,
Умение ведения мяча |
Веселые старты: «Играем вместе» |
Апрель | 1.Обучение техники приема и передачи мяча
2.Обучение технике забрасывания мяча в баскетбольное кольцо |
Совершенствовать технику игры | Консультация – «Одежда и здоровье детей» |
Май | 1.Блокирование мяча в процессе игры
2.Расстановка игроков на поле |
Разработать тактику игры | Открытое занятие |
Уровень образования воспитанников по данной программе
Параметры | Формы и методы диагностики | |
Уровень знаний | Дети должны знать:
-разновидность спортивных игр; -Название разных мячей к каждой игре; -название спортсмена определенного вида спорта с мячом; -простейшие схемы движения с мячом |
Д/и «Назови спортивную игру»
Д/и «Что за мяч» Д/и «Какой спортсмен играет в эту игру?» Схемы движений с мячом для самостоятельных игр |
Уровень умений | Дети должны уметь:
—выполнять бросание мяча разными способами; -Отбивание мяча в разных положениях; -Забрасывание мяча в корзину с места и с трех шагов. -ведение мяча между предметами и с дополнительными заданиями; -отбивание мяча через сетку несколькими игроками; -Перебрасывание мяча друг другу в разных положениях |
Игровые тестовые упражнения для детей |
Уровни усвоения двигательных умений и навыков движений с мячом
№ п./п. | Ф.И.Ребенка | Умение выполнять бросание мяча разными способами | Умение отбивания мяча в разных положениях | Умение забрасывать мяч в корзину с места и с трех шагов.
|
Умение ведения мяча между предметами и с дополнительными заданиями | Умение отбивать мяч через сетку несколькими игроками | Умение перебрасывать мяч друг другу в разных положениях | ||||||
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | ||
Условные обозначения:
◊— низкий уровень;
□ – средний уровень;
○ – высокий уровень.
Диагностические критерии:
Низкий уровень: неуверенно выполняет сложные упражнения с мячом. Не замечает своих ошибок. Не обращает внимание на качество действий с мячом. Не соблюдает заданный темп и ритм с мячом.
Средний уровень: технически правильно выполняет большинство упражнений с мячом. Верно, оценивает движения сверстников, иногда замечает собственные ошибки. Не совсем уверенно и точно выполняет действия с мячом в заданном темпе.
965 Просмотров за все время, 1 Посмотрели сегодня