Организация исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста в ДОУ

Васильева Алена Гурьевна, воспитатель

Цель: Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению

Задачи:

— Расширять представление детей об окружающем мире через исследовательскую деятельность;

— Развивать у детей умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов (микроскоп, лупа, чашечные весы, песочные часы и т. д.)

— Формировать познавательные, умственные способности дошкольника: развитие анализа, классификации, сравнения, обобщения;

— Формировать способы познания путем сенсорного анализа.

— Развивать самостоятельность, самоконтроль, умение делать самоанализ.

— . Создать особую развивающую предметно-пространственную среду для

развития исследовательской деятельности детей.

 

С первых месяцев рождения ребенок начинает исследовать окружающий мир, наблюдает, узнает каждый день новое. Поэтому дети по природе своей являются исследователями. Для них исследовательская активность – естественное состояние. Весь окружающий мир для них — объект для исследования. Они наблюдают за явлениями природы: как идет дождь, тает снег, как ударяет молния, как появляется сосулька; изучают поведения животных, птиц; пробуют на вкус и запах разные продукты, анализируют; рвут бумагу, ткань, разбирают свои игрушки, изучают из каких деталей они сделаны и тд. Все это для ребенка дает представление об окружающем мире, ребенок с большим интересом и любопытством познает все новое. С огромным удовольствием  и большим интересом дети подходят к экспериментированию. Поэтому дошкольный возраст для детей самое лучшее время, когда с ними можно начинать заниматься исследовательской деятельностью, именно дошкольный возраст способствует развитию исследовательской активности дошкольника. Обеспечивает саморазвитие, самореализацию ребенка.

            В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность для малыша проявляется больше как наблюдение, познание нового с помощью взрослого. Для них больше подходят методы беседы, наблюдения, занятия в игровой форме, показ презентаций, фото и видео материалы. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которые развивают продуктивные формы мышления. Ребенок проявляет свою инициативу, хорошо усваивает полученные знания, которые дает взрослый, уже может самостоятельно или в группе с другими детьми, придти к какому — то умозаключению, результату, ответить на вопросы, которые поставил в начале исследования. Могут провести самостоятельно не сложные эксперименты под наблюдением педагога. Подвести итоги в своей проектной работе, начинают усваивать навыки публичного выступления. В связи с этим у ребенка возникает устойчивая исследовательская активность, которая является одним из важных условий его дальнейшего успешного освоения школьного содержания.

Для работы с детьми по исследовательской деятельности и экспериментированию педагогу следует изучить работы А.И.Савенкова, О.В. Афанасьевой, Н.Н. Поддьякова, А.Н. Подьякова, Н.Н.Совгир, О.В.Дыбиной.

Профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н. Н. Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришёл к выводу, что в детском возрасте, помимо игры, ведущим видом деятельности является и экспериментирование.

Каким может быть детское экспериментирование? Для этого очень удобно разработать картотеку опытов: опыты с воздухом, опыты с водой, опыты с песком, опыты с растениями и тд. Педагогу очень важно организовать удобный и доступный уголок экспериментирования. Пополнить уголок нужным оборудованием и материалами (сосуды, медицинские материалы, природные материалы, коллекционирование, бросовые материалы и прочее) для удобной и продуктивной работы детей и педагога, тогда дети чувствуют себя настоящими учеными, исследователями. Кроме того некоторые эксперименты можно провести на площадке детского сада, на открытом воздухе. Считаю обязательным место для постоянной выставки детей, место для проведения опытов, для выставления наглядных материалов и коллекционирования.

Занятия по исследовательской деятельности и экспериментированию могут быть как индивидуальные, так и групповые и коллективные. Продолжительность: кратковременные (3-10мин), длительные (больше 15мин), в зависимости от возраста воспитанников. Следует взять во внимание, что дети младшего дошкольного возраста быстроутомляемые, медленнее, чем дети постарше, они еще не умеют сопровождать свои действия речью. Дети должны начать и завершить опыт в положительном эмоциональном состоянии, без умственного утомления — в этом заключается успех и образовательная эффективность мероприятия. Тем не менее, экспериментирование не должно ограничиваться в точном времени и не должна быть вынужденной, педагог должен понимать, что для детей это способ познания окружающего мира. Если ребенок вовлечен в процесс своей работы и не успевает по времени, то педагогу не стоит торопить его, дать возможность самому прийти к заключению. Или наоборот, если у ребенка нет интереса или настроения заниматься той или иной работой, то не стоит его заставлять, требовать чего-то.  Нужно выбрать такой подход к детям, чтобы заинтересовать их. Не должно быть строгой границы в работе с детьми в исследовательской деятельности, лучше всего творчески подойти к работе.

Как привлечь родителей к исследовательской деятельности? Родители, так же как и педагог, имеют прямую возможность активно участвовать в работе детей в исследовательской деятельности: помочь к созданию, обогащению, пополнению уголка экспериментирования, познавательно-развивающей среды  в группе (могут собрать гербарий, семена для посадки цветов, лук и тп природные и другие материалы, по возможности и желанию принести все, что нужно для экспериментирования). Можно привлечь к помощи в оформлении папок для детей, лепбуков, мини-выставок, папок-передвижек, в работе в создании презентации, подготовка к выступлению и защите своей работы ребенка. Экспериментирование детей с родителями в домашних условиях создает в семье тесную, теплую взаимоотношения, что положительно влияет на ребенка и на атмосферу в семье.

Также важно систематично оформлять уголок для информирования родителей: брошюры, памятки, советы, консультации, рекомендации; проводить родительские собрания с интересными и актуальными темами.

Для работы с дошкольниками я использую следующие методы исследовательской деятельности:

— опыты и эксперименты;

— наблюдения за живой и неживой природой;

— рассматривание наглядных материалов;

— мультимедийные презентации;

— коллекционирование и классифицирование;

— сюжетно – ролевые игры;

— экскурсии;

— обобщающие викторины и тд. Эти методы помогают осваивать начала экспериментирования, ребенок имеет возможность ближе познакомиться с природными веществами и их свойствами, научится обследовать, анализировать и сравнивать различные предметы и явления, научиться открыто излагать свои мысли, спрашивать вопросы, делать выводы.

Педагог должен дать возможность заинтересованным детям почувствовать себя настоящим исследователем, ученым, экспериментатором. В процессе исследования или проведения опыта надо дать возможность, чтобы ребенок самостоятельно обосновал свой ответ, поразмышлял, порассуждал, пришел к кое-каким выводам. Тем самым, мы подчеркиваем важную роль ребенка к этой работе, даем возможность самоутвердиться.

 

Литература: Савенкова А.И. «Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании», Нищевой Н.В. «Организация опытно – экспериментальной работы в ДОУ»  Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетина В. В. Неизведанное рядом. М., 2004 Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004 Куликовская И.Э, Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. — М.: Педагогическое общество России, 2003 Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под.ред.Л. Н. Прохорововй М., 2004 Паршукова И. Л. Проведение исследовательских занятий в детском саду пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /сост. Н. В. Нищева. —СПб.,«Детство-пресс»,2006г.

 

 7,234 Просмотров за все время,  1 Посмотрели сегодня

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x