Тарасова Анна Альфредовна, зам.зав. по УВР
Отношение к наказаниям меняется на протяжении веков. Так, в пословицах и поговорках русского народа отражена необходимость физического наказания. Например, «Розгой в могилу ребёнка не вгонишь, а калачом не выманишь», «Люби сына жезлом», «Ненаказанный сын – бесчестье отцу», «Кулаком да в спину – то и приголубьте сыну».
В 1989 году ООН приняла Конвенцию о правах ребёнка. В ней сказано, что дети имеют право на особую заботу и помощь; ребёнку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Нарушение прав маленьких детей, их достоинства – вполне распространенное явление. Эти нарушения часто возникают в результате некомпетентных воспитательных воздействий на ребёнка.
Нормативными документами о защите прав ребёнка являются:
² «Конвенция о правах ребёнка»;
² Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в ДОУ»;
² Закон РФ «Об образовании»;
² Семейный и Уголовный кодексы.
Согласно требованиям Конвенции и нормативно-правовым документам Российской Федерации, ребёнок имеет право на защиту от физического, психологического насилия, оскорбления или злоупотребления. Дети имеют право на любовь и заботу. Кроме того, недопустим считается отсутствие заботы или небрежное, грубое обращение. Например, ударить ребёнка – означает нарушить его права. Унижение достоинства ребёнка может привести к серьёзному психологическому ущербу. Важно соблюдать неприкосновенность личности. Определять только поступки, действия, говорить ребёнку не «Ты плохой», а «Ты сделал плохо», не «Ты жестокий», а «Ты поступил жестоко». Давать только положительные авансы. Нельзя лишать ребёнка заслуженной похвалы, ни в коем случае не отнимать подаренного.
Л.Н. Толстой писал: «Наказание вредно потому, что оно озлобляет того, кого наказывают… Желание наказать есть желание мести».
Недопустимы физические наказания. Прибегая к физической силе, родители лишь доказывают полную неспособность и неумение найти разумный способ воздействия на ребёнка. Имелись случаи, когда последствиями физических наказаний были ослабление слуха и нервные заболевания. Но самый большой вред заключается в том, что физические наказания унижают личность ребёнка, убеждают его в собственном бессилии, порождают озлобление. Ребёнок теряет веру в свои силы и уважение к себе, то есть те ценные качества, которые родители должны особенно тщательно и любовно в нём воспитывать. Физические наказания учат детей неправильному, нецивилизованному способу решения проблем. Руководство родителей освобождает ребёнка от чувства вины, и он считает, что волен поступать так, как ему вздумается, развивает у него упрямство. Дети с сильной нервной системой в результате физических наказаний вырастают грубыми, жестокими, лживыми, дети со слабой нервной системой – боязливыми, вялыми, нерешительными. У тех и других вследствие физических наказаний возникает отчужденность в отношениях с родителями. Дети перестают уважать старших, считаться с ними, испытывают чувство мести, страх.
Одна из характерных черт последних столетий – отказ человечества от использования резких болевых воздействий в воспитании, обучении, дрессировке. Болевые методы, не оправдавшие даже себя в уголовном наказании, не помогают при воспитании детей, затягивают дрессировку животного.
Что такое боль? Это сигнал острой опасности для организма, требующий немедленных и энергичных мер, чтобы избежать этой опасности сейчас и наперёд, остерегаться её. Боль – биологически целесообразный сигнал.
Суть воспитания сегодня – создание у ребёнка сложной системы тонких дифференцированных навыков труда, учебной работы, поведения. Ребёнка проще обучить бытовым и трудовым навыкам, не наказывая за ошибки, а мягко поправляя, ибо, боясь наказания, человек чаще всего совершает ошибку. Болевое воздействие вызывает реакции ярости или страха.
Сегодня оружие воспитателя – доброе слово, терпеливое разумное воздействие, помощь, поддержка.
Часто взрослые грозятся отдать ребёнка дядьке, посадить в мешок, уйти, сделать укол и т.д. Часто взрослые не выполняют обещанное, и ребёнок привыкает к угрозам. В то же время использование угроз и различных видов запугивания ребёнка приводит к появлению детских страхов, тревожности. Ребёнок начинает бояться темноты, одиночества, врачей.
Психологи посвятили много исследований самоанализу человека, который называется
по-разному: восприятие себя, образ себя, оценка себя, а чаще – самооценкой. Самооценка сильно влияет на судьбу человека. Так, дети с низкой самооценкой, но вполне способные, хуже учатся, плохо ладят со сверстниками и учителями, менее успешны потом во взрослой жизни. Основа самооценки закладывается очень рано, в самые первые годы жизни ребёнка и зависит от того, как с ним обращаются родители. Если они понимают и принимают его, терпимо относятся к недостаткам и промахам, он вырастит с положительным отношением к себе. Если же ребёнка постоянно «воспитывают», критикуют и муштруют, самооценка его оказывается низкой, ущербной. Ребёнок воспринимает себя таким, каким его видят другие. Положительное отношение к себе – основа психологического выживания, и дети постоянно ищут и даже борются за него. каждый ребёнок ждёт подтверждения, что он – хороший, что его любят, что он может справиться с любыми делами. Это – естественные стремления всякого человека, составляющего отношение к себе.
Наказание нельзя рассматривать как обязательный метод воздействия. В воспитании детей дошкольного возраста можно обойтись без него, если взрослый учитывает возрастные особенности вдумчиво относится к индивидуальным особенностям ребёнка.
Если без наказаний нельзя обойтись, то надо помнить о некоторых правилах, которые рекомендует применять В.Л. Леви:
— наказание всегда должно исходить из мотива поступка;
Нередко бывает, что результат поступка оказался тяжёлым, хотя мотив, которым руководствовался ребёнок, был положительным. Например, ребёнок заступился за младшего (девочку) и ударил обидчика.
— основание для наказания могут быть только безнравственные поступки: сознательное нарушение интересов семьи, отказ подчиниться разумному требованию, неряшливое отношение к вещам, причинение обиды или вреда кому-нибудь из окружающих, грубость и др.;
— чтобы наказание осознавалось ребёнком, оно должно быть справедливым, адекватным его вины;
— наказания не должны быть слишком частыми, так как дети привыкают к ним и становятся равнодушными к воздействию родителей;
— следует учитывать срок давности проступка. Запоздалые наказания напоминают ребёнку прошлое, но не дают стать другим. Наказан – прощён, инцидент исчерпан, о старых проступках – ни слова.
— нельзя наказывать и ругать ребёнка, когда он болен, ест, после сна, перед сном, во время игры, во время занятий, сразу после физической или духовной травмы;
— нельзя наказывать ребёнка, когда у него что-либо не получается, но он старается;
— следует отказаться от наказания, когда вы огорчены, расстроены, больны;
— наказание не должно вредить здоровью;
— за один проступок – одно наказание.
К педагогическим оправданным наказаниям относятся:
— замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребёнка;
— выговор – серьёзно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;
— лишение ребёнка чего-либо приятного, без чего можно обойтись: просмотр любимых телепередач, лакомств и др., но важно, чтобы он знал, за что наказан.
Недопустимо наказание детей трудом, поскольку труд должен быть радостью.