Проблемы, наиболее часто, встречающиеся в детском хоровом исполнительстве

Елена Владимировна  Некрасова, музыкальный руководитель

 

Вокально-хоровая работа -это очень сложная трудоемкая работа, для которой в специальных учреждениях выделяется много часов. Туда входит хор, вокал, ансамбль итд. Музыкальные занятия в дошкольных учреждениях очень насыщенные. На них мы с детьми распеваемся, слушаем музыку, знакомимся с композиторами, с музыкальными инструментами, работаем над ритмом, поем, танцуем, играем в музыкальные игры, готовимся к утренникам и музыкальный руководитель старшей и подготовительной группы должен уложиться в максимум 25- 30 минут. И из за этого не всегда получается качественно поработать над произведением и над вокалом.

Обычно приобретение детьми вокально-хоровых навыков происходит с помощью вокальных упражнений.

Хоровая звучность-результат сложного взаимодействия всех элементов, из которых она слагается: хоровой строй, хоровой ансамбль, динамика, ритм, темп, дикция, артикуляция, звуковедение, звукообразование, выразительность итд. Работа над качеством звука имеет решающее значение для строя и ансамбля.

Можно выделить следующие проблемы, наиболее часто встречающиеся в детском хоровом исполнительстве:

1)Вокально неподготовленные дети при пении неровно дышат, они захлебываются, приподнимая плечи. Для детей характерно ключичное дыхание, но оно вредно, ведет  к напряжению мышц шеи.

Путь решения: Советуют сосредоточить внимание детей на диафрагме.

    Диафрагма— непарная мышца, разделяющая грудную и брюшную   полости, служащая для расширения легких. Она похожа на парашют, который то поднимается, то опускается. Условно ее границу можно провести по нижнему краю ребер.( взять дыхание в пояс, при этом плечи не поднимать.

Дыхание- одно из основных факторов голосообразования. Если в повседневной жизни дыхание осуществляется непроизвольно, то певческое дыхание требует волевых усилий. Оно состоит из вдоха, задержки дыхания и выдоха.

«Упражнение на активную работу диафрагмы» На каждый звук «у» энергично работают мышцы живота. На верхний звук активно поднимается вверх диафрагма.

«Самурай на тренировке» ( освобождает от мышечных зажимов на уровне груди и живота) Сделать полный глубокий вдох. Выдох производится в 3этапа: Первая порция выдоха с ударом руками в грудь; 2) Вторая порция выдоха с ударом руками в грудь; 3) третья порция выдоха с ударом руками в живот. На выдохе желательно открывать рот и высовывать язык, на 3-й фазе выдоха- слегка наклоняться вперед.

2)- Подражая взрослым, дети часто стараются петь громко.

Путь решения: Нельзя разрешать детям кричать. Надо научить их петь «на опоре»- это значит после вдоха и задержки –выдох производится максимально плавно, нижние ребра спадают не сразу, а постепенно» «воздух выпускается не сразу, а истекает из легких постепенно и при фонации превращается в звук». Звук должен быть ровным, непрерывным, нужно тянуть дольше, без напряжения. Для тренировки голоса существуют вокальные упражнения, отвечающие возрастным возможностям детей.

«Дыхание под музыку» (на развитие динамического слуха и равномерного вдоха и выдоха) Упражнение выполняется под звучание любого вальса). На усиление звучания дети должны почувствовать, как на вдохе живот «идет вперед», а на выдохе возвращается в и.п

 3)Тусклое звучание без тембра возникает от неумения пользоваться дыханием,   резонаторами, а также  от пассивного тонуса поющего.

Решение: Путь преодоления данной проблемы заключается в хорошо усвоенном навыке дыхания, заключающемся в пении с опорой на диафрагму, а также в выработанном умении находить головной резонатор.

Резонаторы – часть голосового аппарата, которые усиливают звук. Певческий звук появляется в тот момент, когда воздух,выдыхаемый из легких, прорывается через закрытую голосовую щель, и связки начинают колебаться.

1) Вибрации в грудном резонаторе придают голосу полноту и обьемность звучания

2) Головной- это все полости, которые находятся выше голосовых связок: верхний отдел гортани, глотка, ротовая и носовая полости. Для того, чтобы головные резонаторы работали правильно, нужно чтобы звуковой поток не выходил изо рта горизонтальной струей, а был направлен вверх, в резонирующие полости головы. К.С. Станиславский предложил прием овладения головным резонатором- «тихое мычание», или «едва слышный стон». Этот прием, по существу, есть дыхание, посылающее звук вертикально вверх.  Наиболее резонирующими гласными считаются «и, у, е» с которых нужно начинать поиск верного звукообразования. Когда идет работа над резонированием, надо мысленно собирать звуки «пучком», в одну точку.

«Мычание»- звук отправляем вертикально вверх. Только вертикальная подача звука придаст голосу полет, при которой даже самый тихий звук всегда будет слышен в последнем ряду самой большой аудитории.

Для выравнивания звука рекомендуется следующая схема упражнений на гласных звуках: 1) А-э-и; и-э-а; 2)А-о-у; У-о-а; 3)А+о; у+о; Э+и

3) Форсированное, напряженное звучание. Дети поют громко, резко, грубо. Сила достигается не резонированием, а выталкиванием звука. Образуется сильный  «нажим» на голосовые связки. Такое пение некрасиво и неприятно на слух и даже вредно, -форсирование звука ведет к детонированию.

Путь решения данной проблемы : лежит в разьяснении детям , что красивое и полноценное звучание хора зависит от умения пользоваться резонаторами для образования нужной силы тембра звука. Надо помочь им найти точку головного резонирования при пении закрытым ртом в высокой позиции, при пении на цепном дыхании и других видах филирования звука. Необходимо ввести упражнения на выработку кантиленного звучания.

Помимо этого  необходимо формировать эмоциональное отношение певца к произведению, воспитывая любовь к красивому звучанию.

  1. Плоский, мягкий «белый звук». Следует «снять» пение на горле и перенести его на диафрагму. Развивать навык «зевка», округления в точке головного резонировния.

Зевок- расширенное состояние глотки и приподнятое мягкое небо. Легкий «зевок» нужно ощутить при вдохе, зафиксировать положение глотки, сохранить его на протяжении всего процесса.

Путь решения: Полезны упражнения с гласными «е», «ю», «у» и выдержанными звуками «ми», «мэ», «ма»,«мо», «му».

«Упражнение на активную работу диафрагмы» На каждый звук «у» энергично работают мышцы живота. На верхний звук активно поднимается вверх диафрагма.

« Попевки с использованием дыхательных упражнений» используются в качестве распевок. Они помогают закрепить навыки певческого дыхания и подготовить голос к дальнейшей работе. (стр22 «Паравоз», «Ветер»  М.Ю Картушина  «Вокально-хоровая работа в детском саду»)

5.При «пестром» звучании отсутствует единая манера пения формирования гласных, т.е «открытые» гласные звуки звучат светло и открыто, а «приоткрытые» более собранно. Пестрота возникает от неумения сохранять «зевок» в мягком небе.

 Путь решения: Чтобы преодолеть ее, следует исполнять вокальные упражнения в единой манере, т .е формировать все гласные способом округления. «Е» поем через «И», «И» поем через «Ю», «А» поем через «О».

Именно при помощи подобных упражнений достигается единая манера в пении.

6.Глубокое «задавленное звучание» возникает из за чрезмерного перекрытия звука, когда «зевок» делается очень глубоко. Получается глухое, задавленное пение.

 Чтобы решить эту проблему, следует облегчить «зевок», приблизить звучание с близкими гласными- «зи», «ми», «ни», «ди», «ли», «ле». Также можно ввести в репертуар произведения со светлым прозрачным звучанием и со стакатто.

Все перечисленные недостатки можно устранить при помощи вокально- хоровых  упражнений. Нужно доходчиво обьяснять цель и механизм исполнения, четко знать и ставить конкретную задачу в каждом упражнении.

Также при распевании и пении не забывать о Певческой установке- положение, которое должен принять вокалист перед началом пения. Чтобы голос звучал свободно, нужно сесть или встать прямо, голову высоко не поднимать, ноги поставить ровно. При ознакомлении с певческой постановкой корпуса можно использовать песню «Петь приятно и удобно» Л. Абелян :

1)Если хочешь сидя петь,

 Не садись ты как медведь,

Спину выпрями скорей,

 Ноги в пол упри смелей.

Припев: Раз ! Вдох! И запел.

 Птицей звук полетел.

Руки, плечи все свободны,

Петь приятно и удобно.

2) Если хочешь стоя петь

 Головою не вертеть,

Встань красиво, подтянись,

И спокойно улыбнись»

 

Методические рекомендации:

Произнеси на одном дыхании скороговорки  Например, дети говорят: Как на горке, на пригорке жили тридцать три Егорки» и начинают считать на одном дыхании: «Раз Егорка, два Егорка, три Егорка, четыре Егорка». Чем больше Егорок ребенок сможет назвать, тем лучше, потому что тем больше у него обьем легких.

Упражнение «Собачка»

Попробуем изобразить бегущую собаку, которой очень жарко. Приоткроем рот, и быстро- быстро подышим. Набираемый воздух будет охлаждать верхнее небо. Точка, ощущается воздух-купол. При этом небо высокое, гортань свободно опущена для увеличения обьема полостей и широко открыта, чтобы звук не имел преграды и свободно вылетал из гортани.

Упражнение «Горячая картошка». Представим , что кто то собрался проглотить целую картофелину, тем более, очень горячую. Но давайте представим на минуту, что картофелина обжигает нам небо, и мы хотим ее остудить и быстро втягиваем ртом воздух, который охлаждает верхнее небо. Это упражнение поможет выработке ощущений высокого купола, свода.

Упражнение «Зевок». Каждый из нас когда-либо зевал при людях. Зевать в обществе- не очень этично. Причин зевоты может быть несколько- вам не интересен собеседник или его рассказ, или вы не выспались итд. Представим, что мы зеваем, но при этом  рот прикрыт, ведь мы культурные люди. Ощутите высоко поднимающийся купол, широкое горло и опущенную гортань. Обратите внимание на мягкое небо, которое начинается за твердым небом и на ощупь, действительно, мягкое. И именно, мягкое небо по физическим ощущениям поднимается. Как обьяснить детям, где находится мягкое небо?-Показать на рисунке. Обьяснить, что эту часть смотрит доктор, когда болит горло. Мы открываем рот и говорим: «АААА». Доктор при этом слегка надавливает на корень языка ,чтобы лучше увидеть состояния горла и миндалин.

Запоминаем ощущение завка, доводим до автоматизма. Ощущение возникает одновременно со взятием дыхания, за которым появляется звук. А направляем мы звук в купол, то есть, поем в высокой позиции. В результате звук-полетный и тембрально окрашенный.

 

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x