«Как играть с агрессивным ребенком?»

                            Воспитатель подготовительной группы «Ромашка»
Старостина Юлия Юрьевна

Ваш ребенок так разбушевался, что не в состоянии сам успокоиться. Он отбирает у других детей игрушки, кричит, обижает их. Спорит и ругается со взрослыми, теряет контроль над собой. Что делать? Как помочь успокоиться агрессивному ребенку? В какие игры с ним поиграть?

В данной статье рассматриваются признаки и формы агрессивного поведения, а также упражнения и игры направленные на снятие агрессии у детей.

 Ребенок с признаками агрессивного поведения:

*отражение внутреннего дискомфорта

*неумение адекватно реагировать на происходящее

*ощущение отверженности, ненужности

*жестокость и безучастность взрослых

Критерии агрессивности:

Часто:

*теряет контроль над собой

*спорит, ругается со взрослыми

*отказывается выполнять правила, просьбы

*специально раздражает людей

*винит других в своих ошибка

*завистлив, мстителен

Формы проявления агрессии.

Приемлемые:

*разрешать создавать рисунки с агрессивным изображением (войны, драки и т.п.)

*разрушать собственные постройки, швырять свои игрушки

*выражать протест словами « Нет, потому что…»

*ломать игрушки, недорогие предметы

*бить подушки, спортивные груши

*бороться (по обоюдному согласию)

*крик

Неприемлемые:

*оскорблять и унижать других людей (детей и взрослых)

*применять физическое насилие по отношению к живым объектам

*манипулировать чувствами других

При коррекции агрессивного поведения ребенка прежде всего нужно запомнить одну простую вещь: агрессия – нормальная эмоция, которая в той или иной степени присуща каждому. Это инстинктивная форма поведения, без которой невозможны самозащита и выживание.

Но человек – не животное, и с возрастом у нас происходит социализация природной агрессии. Тут важно подчеркнуть, что взрослым нельзя насильно подавлять детскую агрессию, так как агрессия – это совершенно естественное и нормальное чувство. Подавление агрессивных импульсов ребенка очень часто перерастает в аутоагрессию или в психосоматические расстройства. Ребенок должен научиться не подавлять, а контролировать свою агрессию. В этом и состоит главный секрет коррекции агрессивного поведения у детей.

Правила работы с агрессивными детьми.

*быть внимательным к ребенку

*быть последовательным в наказаниях (за конкретные поступки)

*наказание не должно унижать ребенка

*обучать приемлемым способам выражения гнева

*давать возможность проявлять гнев сразу после события

*обучать распознаванию собственного состояния и других

Методы коррекции могут быть различными в зависимости от выраженности и вида агрессивного поведения ребенка. Могут использоваться как последовательно, так и одновременно.

Приемы коррекции это игровые задачи, время жизни которых от 2-3 до 10-15 минут и более. Игровые задачи имеют структуру, т.е. цели, игровые действия, правила и варианты их выполнения.

Упражнения на коррекцию агрессивного поведения.

*комкать и рвать бумагу;

*срывать агрессию на «подушке для битья»;

*громко орать, используя «рупор», сделанный их большого листа бумаги;

*топать ногами или пинать небольшие предметы;

*вминать пластилин в картонку или доску;

*в домашних ситуациях можно использовать водяной пистолет или, например, надувные дубинки.

*Варианты игр, направленные на снятие агрессии у детей.

1) «обзывалки» — целью игры является снятие вербальной агрессии, а также способствовать выплеску гнева в приемлемой форме.

2) «улитка». Цель игры – развивать у ребенка умение организовывать свое поведение, развивать самоконтроль и размеренность.

3) «тух-тиби-дух». Цель игры – снять негативный настрой ребенка и восстановить его силы.

4) «два барана». Цель игры – снять невербальную агрессию, дать возможность ребенку выплеснуть гнев в приемлемой форме, снять эмоциональное напряжение и направить эненргию ребенка в нужное русло.

5) «попроси игрушку». Цель игры – научить детей эффективным способам общения.

6) «толкалки».Цель игры – научить детей контролировать свои движения.

7) «бумажные мячики». Цель игры – восстановить силы, вернуть бодрость и активность, снизить напряжение и войти в новый ритм.

8) «маленькое привидение». Цель игры – научить детей выплескивать в приемлемой форме накопившийся гнев.

9) «аэробус». Цель игры – научит детей согласованно действовать в группе, показать, что доброжелательное отношение товарищей дает уверенность и спокойствие.

*Включение агрессивных детей в совместные игры с неагрессивными (педагог рядом).

*Сюжетно – ролевые игры с короткими позитивными ролями.

*Игры способствующие снятию мышечного напряжения ( « ласковые лапки»).

*Игры, развивающие чувство доверия ( с закрытыми глазами ).

*Игры с мягкими модулями.

В заключении хотелось бы отметить, что все перечисленные упражнения и игры не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Терпение и внимание к ребенку, его нуждам и потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими – вот, что поможет наладить взаимоотношения детей со взрослыми и друг с другом.

Список литературы:

  • Романов А.А. Направленная игровая терапия агрессивного поведения у детей. Альбом диагностических и коррекционных методик. Пособия для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей. – М. : «ПлеЙТ», 2004. – 48с.
  • Долгова В.И., Попова Е.В. Иновационные психолого – педагогические технологии в работе в работе с дошкольниками (монография). М. : Издательство Перо, 2015 – 208 с.
  • Рожков О.П. Коррекция агрессивного поведения детей от 5 до 14 лет: Методическое пособие для студентов по курсу « Психолого – педагогическая коррекция». – М.: Издательство Московского психолого – социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК»,2007. – 192с.

 

 

 

 

 

 

 334 Просмотров за все время,  1 Посмотрели сегодня