Аннотация:
Актуальность проблемы обучения детей игре в шахматы обусловлена поиском эффективных методов интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Идея использования игры в шахматы в формировании развития интеллекта у детей научно и практически давно апробирована и, так или иначе, реализуется во многих странах. Игра в шахматы создает условия для формирования таких качеств ума, как изобретательность и дисциплина, а также таких качеств личности, как выдержка и воля… Начинать первоначальное знакомство с основами шашек и шахмат можно в детском саду.
В данном методической разработке использовались материалы следующих авторов: Гришин В.Г. «Малыши играют в шахматы», Сухин И.Г. «Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны». Надежда Александровна систематизировала материал по обучению дошкольников игре в шахматы: подобрала методики диагностики интеллектуальных способностей, психических процессов (мышление, память, внимание) у дошкольников; составила учебно-тематический план по обучению дошкольников на 3 года; обобщила и опубликовала свой педагогический опыт по теме «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста в процессе обучения игре шахматы», а также отразила работу с родителями в виде консультации «Взялся-ходи».
Методическое пособие построено так, чтобы развивая в процессе обучения устойчивый интерес, привить любовь к шахматной игре и желание самостоятельно работать над ними.
Основное назначение методического пособия оказать практическую помощь педагогам в проведении занятий по обучению детей навыкам игры в шахматы в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Самоотчет по теме «Интеллектуальная игра — шахматы»
Я выбрала эту тему в связи с недостаточностью разработанных в научной литературе пути развития логического мышления детей дошкольного возраста в процессе обучения игре «Шахматы».
Цель: развитие логического мышления и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста при обучении игре в шахматы.
Задачи: овладение мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);
обогащать сознание детей новыми знаниями, способствующими накоплению представлений о мире;
формированию умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
формирование умения планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку;
развитию способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач;
овладению навыками речевого общения;
развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Принципы построения занятий:
сознательности и активности;
последовательности, систематичности и концентричности расположения материала;
постепенности и прогрессивности;
индивидуально-дифференцированного подхода;
взаимосвязи обучения и творчества как важного фактора формирования личности.
В начале года проведена диагностика определения уровня логического мышления и интеллектуального развития детей (Приложение№1)
высокий | средний | низкий | |
1 тест «Найди квадрат» | 9 | 4 | 2 |
2 тест «Лишний предмет» | 6 | 6 | 3 |
3 тест «Узнай фигуру» | 5 | 7 | 3 |
4 тест «Пиши кружочками» | 4 | 5 | 6 |
Высокий уровень – 40%
Средний уровень – 37%
Низкий уровень – 23%
По результатам определения уровня логического мышления интеллектуального развития детей 5-6 лет, которая проводилась с помощью тестов, уровень логического мышления и интеллектуального развития детей повысился на 15% по сравнению с началом учебного года. (В начале было 40%).
Согласно данным первого теста «Найди квадрат» (К.Л. Печора, 1978), получены следующие результаты: из 15 детей высокий уровень показали — 9 детей, средний уровень – 4, и 2-ое детей не справились с заданием. Во втором тесте «Лишний предмет» (Г. Айзенк, 1972) из 15 детей правильно нашли лишние предметы и сказали 3 предмета одним словом – 6 детей (высокий уровень), 6 детей правильно нашли лишние предметы, но не смогли одним словом назвать 3 предмета (средний уровень), 3-ое детей не справились с заданием (низкий уровень). Третий тест«Узнай фигуру». (Р.С. Немов 2001) из 15 детей высокий уровень показали — 5 детей (справились за 45 – 50 сек.), 7 детей – средний уровень (за 55-60 сек), 3-ое детей – низкий уровень (больше 2 мин.). Четвертый тест «Пиши кружочками» и «Чтение схем слов» (Г.Г. Григорьева, 1995) хороший результат показали 4 детей, средний результат показали 5 детей, 6 детей не справились с заданием.
Проведена работа согласно перспективному плану (приложение№ 2), консультация для родителей (приложение №3)
Дети стали играть в шахматные партии. Научились понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. В свободной деятельности чаще стали проводить время за игрой в шахматы. Дети, которые овладели игрой в шахматы, стали обучать остальных детей группы шахматной игре выступая в роли учителя, наставника. Повысился уровень самооценки детей. Расширению кругозора детей способствовало знакомство детей с историей шахмат.
В конце учебного года была проведена повторно диагностика уровня сформированности логического мышления и интеллектуального развития у детей старшего дошкольного возраста с помощью тестов
В конце года
высокий | средний | низкий | |
1 тест «Найди квадрат» | 12 | 3 | — |
2 тест «Лишний предмет» | 9 | 4 | 2 |
3 тест «Узнай фигуру» | 6 | 8 | 1 |
4 тест «Пиши кружочками» | 6 | 5 | 4 |
Высокий уровень – 55%
Средний уровень – 33%
Низкий уровень – 12%
В конце учебного года была повторно проведена диагностика уровня сформированности логического мышления и интеллектуального развития у детей старшего дошкольного возраста с помощью тестов. Высокий уровень логического мышления и интеллектуального развития детей повысился на 15% по сравнению с началом учебного года. (В начале было 40%).
Сравнительный анализ
На основе анализа научно-педагогической и психологической литературы нами раскрыты теоретические аспекты влияния игры «Шахматы» на развитие логического мышления дошкольников.
Разработан и реализован комплекс занятий по обучению дошкольников игре «Шахматы».
Выявлена эффективность комплекса занятий по обучению игре «Шахматы» в аспекте развития логического мышления детей дошкольного возраста.
Трое детей группы приняли участия в городских соревнованиях по шахматам среди детей дошкольного возраста, где заняли призовые места.
Подводя итог работы с детьми по обучению детей первоначальным навыкам шахматной игры можно утверждать, что шахматы являются эффективным средством развития логического мышления и повышения интеллектуальной работоспособности детей дошкольного возраста.
2015г участвовала Всероссийском конкурсе для дошкольников, школьников и педагогов, награждена дипломом, дипломант в номинации: «Педагогические проекты», тема работы: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста в процессе обучения игре шахматы».
1,263 Просмотров за все время, 2 Посмотрели сегодня