Самоотчет по кружковой работе «Интеллектуальная игра — шахматы» Ноговицыной Н.А.

Аннотация:

Актуальность проблемы обучения детей игре в шахматы обусловлена поиском эффективных методов интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Идея использования игры в шахматы в формировании развития интеллекта у детей научно и практически давно апробирована и, так или иначе, реализуется во многих странах. Игра в шахматы создает условия для формирования таких качеств ума, как изобретательность и дисциплина, а также таких качеств личности, как выдержка и воля… Начинать первоначальное знакомство с основами шашек и шахмат можно в детском саду.

В данном методической разработке использовались материалы следующих авторов: Гришин В.Г. «Малыши играют в шахматы», Сухин И.Г. «Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны». Надежда Александровна систематизировала материал по обучению дошкольников игре в шахматы: подобрала методики диагностики  интеллектуальных способностей, психических процессов (мышление, память, внимание) у дошкольников; составила учебно-тематический план по обучению дошкольников на 3 года; обобщила и опубликовала свой педагогический опыт по теме «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста в процессе обучения игре шахматы», а также отразила работу с родителями в виде консультации «Взялся-ходи».

Методическое пособие построено так, чтобы развивая в процессе обучения устойчивый интерес, привить любовь к шахматной игре и желание самостоятельно работать над ними.

Основное назначение методического пособия оказать практическую помощь педагогам в проведении занятий по обучению детей навыкам игры в шахматы в условиях дошкольного образовательного учреждения.

 

Самоотчет по теме «Интеллектуальная игра — шахматы» 

 Я выбрала эту тему в связи с недостаточностью  разработанных  в научной литературе пути   развития логического мышления  детей дошкольного возраста в процессе обучения игре «Шахматы».

Цель: развитие логического мышления и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста при обучении игре в шахматы.

Задачи: овладение мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);

обогащать сознание детей новыми знаниями, способствующими накоплению представлений о мире;

формированию умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

формирование умения планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку;

развитию способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач;

овладению навыками речевого общения;

развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Принципы построения  занятий:

сознательности и активности;

последовательности, систематичности и концентричности расположения материала;

постепенности и прогрессивности;

индивидуально-дифференцированного подхода;

взаимосвязи обучения и творчества как важного фактора формирования личности.

В начале года проведена диагностика определения уровня логического мышления  и интеллектуального развития детей (Приложение№1)

  высокий средний низкий
1 тест «Найди квадрат» 9 4 2
2 тест «Лишний предмет» 6 6 3
3 тест «Узнай фигуру» 5 7 3
4 тест «Пиши кружочками» 4 5 6

 

Высокий уровень – 40%

Средний уровень – 37%

Низкий уровень – 23%

 

По результатам определения уровня логического мышления  интеллектуального развития детей 5-6 лет, которая проводилась с помощью тестов,  уровень логического мышления и интеллектуального развития детей повысился на 15% по сравнению с началом учебного года. (В начале было 40%).

Согласно данным первого теста «Найди квадрат» (К.Л. Печора, 1978), получены следующие результаты: из 15 детей высокий уровень показали — 9 детей, средний уровень – 4, и 2-ое детей не справились с заданием. Во втором тесте  «Лишний предмет» (Г. Айзенк, 1972) из 15 детей правильно нашли лишние предметы и сказали 3 предмета одним словом – 6 детей (высокий уровень), 6 детей правильно нашли лишние предметы, но не смогли одним словом назвать 3 предмета (средний уровень), 3-ое детей не справились с заданием (низкий уровень). Третий тест«Узнай фигуру». (Р.С. Немов 2001) из 15 детей высокий уровень показали — 5 детей (справились за 45 – 50 сек.), 7 детей – средний уровень (за 55-60 сек), 3-ое детей – низкий уровень (больше 2 мин.). Четвертый тест «Пиши кружочками» и «Чтение схем слов» (Г.Г. Григорьева, 1995) хороший результат показали 4 детей, средний результат показали 5 детей, 6 детей не справились с заданием.

Проведена работа согласно перспективному плану (приложение№ 2), консультация для родителей (приложение №3)

Дети стали играть в шахматные партии. Научились понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. В свободной деятельности   чаще стали проводить   время за игрой в шахматы. Дети, которые овладели игрой в шахматы, стали обучать остальных детей группы шахматной игре выступая в роли учителя, наставника. Повысился уровень самооценки детей. Расширению кругозора детей способствовало знакомство детей с историей шахмат.

В конце учебного года была проведена повторно диагностика уровня сформированности логического мышления и интеллектуального развития у детей старшего  дошкольного возраста с помощью тестов

 

В конце года

  высокий средний низкий
1 тест «Найди квадрат» 12 3
2 тест «Лишний предмет» 9 4 2
3 тест «Узнай фигуру» 6 8 1
4 тест «Пиши кружочками» 6 5 4

 

Высокий уровень – 55%

Средний уровень – 33%

Низкий уровень – 12%

В конце учебного года была повторно проведена диагностика уровня сформированности логического мышления и интеллектуального развития у детей старшего дошкольного возраста с помощью тестов. Высокий уровень логического мышления и интеллектуального развития детей повысился на 15% по сравнению с началом учебного года. (В начале было 40%).

 

 

Сравнительный анализ

На основе анализа научно-педагогической и психологической литературы нами раскрыты теоретические аспекты влияния игры «Шахматы» на развитие логического мышления дошкольников.

Разработан и реализован комплекс занятий по обучению дошкольников игре «Шахматы».

Выявлена эффективность комплекса занятий по обучению игре «Шахматы» в аспекте развития логического мышления детей дошкольного возраста.

Трое детей группы приняли участия в городских соревнованиях по шахматам среди детей дошкольного возраста, где заняли призовые места.

Подводя итог работы с детьми по обучению детей первоначальным навыкам шахматной игры можно утверждать, что шахматы являются эффективным средством развития логического мышления и повышения интеллектуальной работоспособности детей дошкольного возраста.

2015г участвовала Всероссийском конкурсе для дошкольников, школьников и педагогов, награждена дипломом, дипломант в номинации: «Педагогические проекты», тема работы: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста в процессе обучения игре шахматы».

 1,263 Просмотров за все время,  2 Посмотрели сегодня