Консультация для родителей «Значение пальчиковой гимнастики и самомассажа в развитии ребенка»

Дементьева Оксана Ивановна

Воспитатель старшей группы

 

«Пальчиковая гимнастика и самомассаж»- это веселое и увлекательное полезное занятие! Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать не только напряжение самих рук, но и ослабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношения многих звуков, чем лучше работают пальцы и вся кисть в целом, тем лучше ребенок говорит.

Пальчиковая гимнастика и массаж   являются важной составляющей микроцикла двигательной деятельности вашего ребенка:

  • Массаж помогает «разбудить» организм, включить его в работу.
  • Сформировать осознанное отношение и интерес к занятиям физической культурой, в т.ч. и самостоятельным, своему здоровью.
  • Повышает физическую и умственную работоспособность.

 

Важнейшим условием проведения и эффективности является отсутствие строгой регламентации, учет интересов и желания детей в выборе упражнений,

 

Массаж спины «Дождик».

Движения выполняются в направлении сверху вниз.

 

Дождик бегает по крыше –                       Дети встают друг за другом

Бом! Бом! Бом!                                          «паровозиком» и похлопывают друг

другу ладошками по спинкам.

По весёлой звонкой крыше –                    Постукивают пальчиками.

Бом! Бом! Бом!

— Дома, дома посидите –                             Легко постукивают кулачками.

Бом! Бом! Бом!

Никуда не выходите –                                 Растирают рёбрами ладоней

Бом! Бом! Бом!                                             («пилят»).

Почитайте, поиграйте –                              Кладут ладони на плечи ребёнка,

Бом! Бом! Бом!                                             стоящего впереди, и разминают

пальцами его плечи.

А уйду – тогда гуляйте…                             Поглаживают спину мягкими

Бом…бом…бом…                                        движениями ладоней.

 

Затем дети поворачиваются на 180* и повторяют массаж.

 

Массаж бедра «Дождик».

Дождик, дождик, капелька,                            Легко, в ритме стихотворения

Водяная сабелька,                                           постукивают пальчиками по

бёдрам.

Лужу резал, лужу резал,                                  Делают пилящие движения

Резал, резал, не разрезал                                  рёбрами ладоней.

И устал,                                                              Поглаживают бёдра ладошками.

И перестал.

 

Массаж тела «Грибной дождик».

Дождевые капли,                                         Хлопают правой ладонью по

левой.

Прыгайте в ладошки!                                  Так же хлопают по правой ладони.

Дождевые капли,                                         Пошлёпывают ладошками по ногам

Вымойте мне ножки!                                   от лодыжки вверх.

Дождевые капли,                                          Стучат правой рукой по левому

плечу сзади.

Бейте по спине!                                             Левой рукой стучат по правому

Дождь грибной,                                             плечу.

Но нужно                                                       Вытягивают обе руки вверх,

Подрасти и мне!                                            выпрямляя спину.

 

Массаж тела «Мурочка – Снегурочка».

Мурка шёрстку прилизала,                           Дети поочерёдно поглаживают

руки от кисти к плечу (по 2 раза).

Новый бантик повязала.                               Мягко поглаживают шею сверху

вниз (4 раза).

А ещё нашла у кошки                                   Трут ладони друг о друга.

Рукавички                                                       Показывают ладошки.

И сапожки.                                                      Поглаживают колени.

Улыбнулась Мурочка:                                   Ставят руки «полочкой» и качают

головой вправо – влево.

— я теперь – Снегурочка!                                Ставят руки на пояс и выпрям-

ляют спинку.

 

Массаж лица.

«Воробей».

Этот массаж повышает функциональную деятельность головного мозга, помогает при головных болях.

 

Сел на ветку воробей                                Двумя ладонями проводят от

И качается на ней.                                     бровей до подбородка и обратно

вверх (не слишком надавливая).

Раз – два – три – четыре – пять –             Массируют височные впадины

Не охота улетать.                                       большими пальцами правой и

левой руки, совершая вращательные

движения.

 

Пальчиковая гимнастика

 

«Жук».

Молча жук сидел в канавке,                      Кладут ладони на колени, ритмично

поднимают и опускают их, не отры-

вая от колен пальцев.

Молча жук пополз по травке,                    «Проходятся» пальчиками по бёд-

рам.

А когда он полетит –                                   Поднимают руки и быстро шевелят

Зажужжит он, загудит.                                 пальцами.

Ж-ж-ж…                                                        Быстро вращают указательными

Пальцами и жужжат.

 

«Ветер и тучка».

Раз – два – три – четыре – пять –                По очереди прикасаются пальцами

Вышла тучка погулять.                                к большому пальцу.

К тучке ветер подлетает,                              Медленно поднимают руки вверх,

В догонялки с ней играет.                             вращая кистями.

Ветер тучку догоняет

И ладошкой ударяет,                                     Хлопают в ладоши над головой.

Бах! Трах! Та – ра – рах!                               Делают скользящие удары ладо –

нями друг о друга.

Гром грохочет, просто страх!                       Стучат кулаками по бёдрам.

Тучка грома испугалась                                 Прижимают ладони к  щекам.

И от страха разрыдалась.                               Трут кулачками глаза.

Кап – кап!                                                         Ударяют указательным пальцем

одной руке по ладони другой.

Ай – яй – яй!                                                    Прижимают ладони к щекам и

качают головой.

Больше тучку не пугай!                                   Грозят пальцем.

 

«Кораблик».

По морю кораблик мчится.                             Прижимают пальцы рук и ниж-

нюю часть ладоней друг к дру-

гу, не касаясь средними частями

ладоней («кораблик»).

На волнах качается.                                          Переплетают пальцы рук и де-

Опоздать он в порт боится –                            лают руками «волну».

Опоздать он в порт боится –

Море не кончается.                                              Разводят руки в стороны.

Мимо островов плывёт                                        Показывают ладонями «ко-

Наш отважный пароход,                                       раблик» и делают им движе-

ния то вправо, то влево.

Обгоняет он дельфинов,                                       Делают соединёнными ладо –

нями движения от себя-вперёд

Видит чудную картину:                                        Вытягивают прямые руки

вперёд.

Пляж,                                                                       Соединяют раскрытые ладони

боковой частью.

И пальмы,                                                                Поднимают руки вверх,

раздвинув пальцы.

И дома.                                                                     Соединяют прямые руки над

головой («крыша»).

Кораблю кричат:                                                     Сжимают пальцы в кулаки,

согнув руки перед собой.

«Ура!»                                                                       Резко поднимают руки вверх,

разжав пальцы.

Наш кораблик, хоть и мал,                                     Складывают «корабликом».

Ну а в порт                                                                Поднимают указательный

палец вверх.

Не опоздал.                                                               Поводят пальцем из стороны

в сторону и покачивают го –

ловой.

 

«Зайка в огороде».

Педагог показывает «огород» — обруч, в котором лежат муляжи капусты и морковки. Дети рассматривают вместе с зайчиком овощи и называют их.

 

Зайка в огород пришёл                                 «Проходят» пальчиками по ногам.

И морковку там нашёл.

Скушал заинька морковку

И запрыгал очень ловко.                                Хлопают ладонями по ногам.

Кто морковку грызёт,                                      грозят пальцем.

Очень быстро растёт!                                      Поднимают руки вверх и потя-

гиваются.

Хрум – хрум – хрум…                                    Подносят руки к губам, произно-

сят «хрум», сжимая и разжимая

пальцы.

 

«Наша ёлка».

В зале мы поставим ёлку.                              Дети соединяют над головой

ладони, показывая макушку ёлки.

У неё иголки колки.                                        Показывают указательные

пальцы.

Будем ёлку наряжать,                                      Вытягивают правую руку впе-

рёд ладонью вверх.

Будем ёлку украшать.                                     Вытягивают вперёд левую руку.

Вот шары большие,                                         Прижимают подушечки пальцев

Круглые, цветные.                                           правой руки к пальцам левой,

образуя большой шар.

Колокольчики висят.                                       Собирают пальцы в горсть и по-

Динь – динь – динь! – они звенят.                 чивают кистью вправо – влево

(«колокольчик»).

Бусы разноцветные                                          Плавно разводят руки в стороны.

На веточки повесили,                                       Протягивают обе ладони вперёд.

Ёлочкой любуемся.                                           Хлопают в ладоши.

Всем сегодня весело.

Мышиный папа говорит:

«Давайте встанем в круг,

Пусть ёлка будет посреди,

А вся семья – вокруг.

Дадим хвосты друг другу,

И – раз, два, три – вперёд!»

Так начался весёлый

Мышиный хоровод.

 

 

 

 

 354 Просмотров за все время,  1 Посмотрели сегодня