ПРАВИЛА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Тарасова Анна Альфредовна, зам.зав. по УВР

    Самое главное в воспитании детей любовь, терпение и личный пример.

  • Создайте в душе идеал, высокую мечту и стремитесь к ней. Помните, что совершенству нет предела.
  • Растите профессионально, будьте в курсе последних достижений педагогической науки.
  • Будьте всегда в равновесии, сдерживайте отрицательные эмоции.
  • Выходите из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором. Ищите выход из конфликта, а не виноватых; находите ошибки и причины недоразумений не в других, а в себе.
  • Прощайте, сочувствуйте, сопереживайте, будьте великодушны и снисходительны.
  • Живите легко, просто и радостно. Учите, улыбаясь. Радость по силе равна любви, а уныние и отрицание погубят все, за что бы человек ни взялся.
  • Будьте всегда доброжелательны.
  • Всюду наводите порядок и уют, создавая оазис доброты, любви и красоты в душе, в семье, на работе. Прививайте это детям.
  • Будьте доброй и честной. Помните, что добро всегда вернется многократно увеличенным.

   Воспитывая детей, стремитесь…

  • Любить ребенка таким, каков он есть.
  • Уважать в каждом ребенке личность, воспитывая достоинство и ответственность за себя и свои поступки.
  • Хвалить, поощрять, ободрять ребенка, создавая положительную эмоциональную атмосферу вокруг него.
  • Верить в возможности каждого ребенка, в то доброе, что заложено в нем, в перспективы его развития, находить его сильные стороны.
  • Раскрыть душу ребенка прежде, чем его ум.
  • Поступать так, чтобы каждый ребенок почувствовал: возможности заложены в нем самом. «Ты все можешь» — главная формула образования.
  • Учить ребенка трудолюбию, заботе о ближнем, уважению к другим людям, воспитывать желание помочь.
  • Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.
  • Сделать родителей ребенка своими союзниками в деле воспитания.

В ДЕТСКОМ САДУ НЕЛЬЗЯ:

  • кричать на детей;
  • наказывать;
  • выставлять проступки ребенка на всеобщее обозрение;
  • упрекать ребенка;
  • читать нотации;
  • унижать ребенка;
  • приходить к детям с плохим настроением;
  • распространять конфиденциальную информацию (сведения о здоровье, психологическом состоянии, семейных обстоятельствах);
  • обсуждать с родителями поведение не их ребенка.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

ПАМЯТКИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ
Типы семей (исследование в ДОУ)

1 тип. Эффективное воспитание ребенка в семье:

  • нравственно-положительные личные интересы, убеждения и потребности родителей, добросовестное отношение к процессу воспитания и развития ребенка;
  • осуществление целенаправленного воспитания: понимание целей и задач воспитания, стремление реализовать их на практике, взаимосвязь с ДОУ, активность обоих родителей в решении педагогических задач;
  • эмоционально-нравственные взаимоотношения родителей и детей в повседневной жизни.

2 тип. Семьи с неустойчивыми педагогическими условиями для
психологической подготовки детей к жизни в социуме.
Положительной стороной этих семей является их достаточно высокая социальная направленность, отец и мать социально активны, готовы прийти на помощь людям, взаимоотношения между членами семьи неплохие. Но вследствие занятости, перегрузок, неуравновешенности характеров, недостаточно высокой степени образования одного или двух родителей, их настроения, суждения, поведение могут резко меняться. В связи с этим возникают трудности во взаимоотношениях.

3  тип. В семьях по тем или иным причинам отсутствуют условия
для нравственно-эстетического, целенаправленного воспитания детей.
В таких семьях нет порядка в организации жизни и деятельности
семьи, отсутствуют семейные праздники, нередко царит дух авторитарности. Для этих семей типичны споры, острые конфликты из-за несовпадения взглядов супругов на жизнь и воспитание детей.

4 тип. Семьи, в которых грубость, частые ссоры, нестабильность во взаимоотношениях, алкоголизм, безнравственное поведение. Родители не чувствуют ответственности за воспитание детей, не занимаются организацией их жизни, игр, полезных и интересных занятий. Свободное время уходит на выяснение отношений, ссоры.

Группа ____________

 

1 тип

2 тип

3 тип

4 тип

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение семейной атмосферы

 

ФИ ребенка ___________________________________

 

Возраст ___________________

 

  • У тебя два билета в цирк. Кого бы из своей семьи ты взял(а) с собой на представление
  • Твоя семья идет в гости, но один человек заболел и должен остаться дома. Кто это?
  • Дома ты строишь из конструктора гараж. У тебя не получается. Кого ты позовешь на помощь? ___________________________________
  • Ты потерял(а) что-то очень дорогое для тебя. Кому первому ты расскажешь об этом?
  • У тебя болит зуб, и ты должен(на) пойти к зубному врачу.
    С кем ты пойдешь к врачу? ____________________

Данный вопросник поможет определить, с кем из членов семьи у ребенка наиболее положительные взаимоотношения, и с кем отношения складываются не очень благоприятно. Эти результаты могут быть хорошим поводом к размышлению и исправлению негативных причин. Для выявления особенностей внутрисемейных отношений можно также использовать диагностику по тесту «Рисунок семьи», анализ структуры рисунка по Г.Т. Хоме-наускасу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Защита прав и достоинства ребенка в законодательных актах

Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст. 19), а также устанавливает:

  • обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст. 6);
  • защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);
  • обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);
  • признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27);
  • защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34);
  • защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);
  • меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:

  • за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст. 106-136);
  • за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст. 150-157).

Семейный кодекс РФ гарантирует:

  • право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);
  • право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст. 56);
  • лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69);
  • немедленное отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст. 77).

Закон РФ «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства (ст. 5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью обучающегося или воспитанника (ст. 56).

 

 

 

 

Признаки жестокого обращения и насилия
  • Ребенок плохо развивается: его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту.
  • Ребенок неухожен, неопрятен, плохо пахнет. Он апатичен, часто плачет или, напротив, агрессивен, вызывающе ведет себя.
  • Ребенок демонстрирует изменчивое поведение: то спокоен, то внезапно возбуждается, и наоборот. Такое поведение часто является причиной плохих контактов ребенка с другими детьми, приводит к его изоляции, отверженности в группе.
  • У ребенка могут быть проблемы с обучением из-за слабой концентрации внимания, несобранности, усталости, недосыпания.
  • Ребенок проявляет отрицательное отношение к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений.
  • Ребенок отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки и раны.
  • Для ребенка характерны повторяющиеся жалобы на недомогание: головную боль, боли в животе, внешние воспаления мочеполовых органов.

Ребенок явно испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому взрослому.

  • У ребенка реакция испуга или отвращения на физический контакт с определенным взрослым.
  • Судорожно реагирует на поднятую руку (как бы сжимается, боясь удара).
  • Ребенок чрезмерно стремится к одобрению, ласке любых
    взрослых; уходит от конфликтов, споров с другими детьми; гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех.
  • Он демонстрирует не соответствующее возрасту «взрослое»
    поведение, рационален, интересуется вопросами секса.
  • Рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательствах, которые якобы произошли с другими детьми.
  • У ребенка проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.

Еще раз подчеркнем: каждый из данных признаков и особенностей поведения ребенка не обязательно свидетельствует о том, что он подвергается жестокому обращению или насилию (в том числе и сексуальному). Но если они проявляются в том или ином сочетании, воспитателю следует обратить на это внимание.

 

 

 

Анкета «Какой вы воспитатель?»

Попробуйте, не торопясь, предварительно обдумав, ответить на вопросы теста, используя ответы да, нет, иногда.

  • Одинаковые ли у Вас с мужем (женой) взгляды на воспитание детей?
  • Считаете ли Вы, что терпение, настойчивость и последовательность — главные принципы в воспитании ребенка?
  • Часто ли Вы обращаетесь к ребенку в форме просьбы, а не приказа?
  • Если ребенок в чем-то серьезно, с Вашей точки зрения, провинился, считаете ли Вы, что это — прямой результат неправильного воспитания?
  • Вы заняты чем-то важным по дому или работе. Ребенок неожиданно предлагает свою помощь. Примете ли Вы ее охотно и без колебаний, хотя допускаете, что это сильно усложнит или задержит по времени работу?
  • Часто ли Вы прибегаете в общении с ребенком к строгому и категорическому запрету?
  • Считаете ли Вы, что внешняя среда влияет на воспитание
    и характер ребенка не меньше, чем родители?
  • Испытываете ли Вы чувство вины, когда отмахиваетесь от ребенка фразами типа: «Оставь меня в покое», «Я слишком устала», «Не отвлекай меня», «Я занят».
  • Интересны ли Вам книги, теле- и радиопередачи, публикации в газетах, журналах на тему воспитания детей?
  1. Считаете ли Вы, что нужно обратиться к детскому психологу, если возникли проблемы в воспитании ребенка?

За каждый ответ «да» запишите себе 2 очка, за ответ «нет» — 0 очков, за ответ «иногда» — 1 очко.

Менее 6 очков. У Вас очень смутные представления о воспитании: необходимо срочно браться за книги и восполнять серьезные пробелы в знаниях о психологии ребенка и о том, как с ним общаться. Возможно, Вам нужна помощь психолога.

От 7 до 14 очков. Вы все делаете правильно, но времени ребенку уделяете явно недостаточно. Постарайтесь начать хотя бы с того, чтобы полностью посвятить детям выходные, а в течение недели, как бы Вы ни уставали после рабочего дня, хотя бы полчаса проводите с ребенком. Ему не столь важна продолжительность общения с Вами, сколько интенсивность.

От 15 очков и выше. Вы прекрасные родители, Ваши дети получают в достаточной мере и внимания, и необходимого контроля. Но не успокаивайтесь на достигнутом — пределов совершенству нет, особенно в таком непростом деле, как воспитание детей.

 

 

Тренинговое занятие «Общение между нами и детьми»

ЦЕЛИ

1  Овладение навыками общения с ребенком.

2  Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на выявление позитивных средств общения с ребенком.

Позитивно относиться — не значит сюсюкать, лелеять, баловать детей, это умение принять точку зрения ребенка, понять его как целостную личность.

Наше занятие направлено на формирование модели положительного, личностно-ориентированного взаимодействия с детьми дошкольного возраста.

Поприветствуйте своего соседа открытой, доброй улыбкой. Скажите несколько приятных слов. Улыбнулись? Значит, вы готовы к занятию.

Что вы чувствовали, когда улыбались другому человеку? Трудно ли улыбаться всем? Что вы испытываете, когда вам улыбаются?

Упражнение 1. Возвращение в свое детство. Сядьте удобно, закройте глаза, припомните какой-либо момент своего общения со взрослым (воспитателем) в детском возрасте, проанализируйте свои ощущения (с позиции себя-ребенка и с позиции себя-воспитателя). Какие чувства вызывает у вас это воспоминание?

Упражнение 2. Дошкольник в эпитетах.

Дайте характеристику дошкольнику одним эпитетом (обозначить самое значимое). Эпитеты не должны повторяться.

Упражнение 3. Радость общения с ребенком. Закончите фразы:

  • мне нравится общаться с детьми, потому что…
  • длительное общение с детьми меня раздражает, потому
    что…

Проигрывая ситуации, сконцентрируйте внимание на своих ощущениях и способах нейтрализации негатива по отношению к детям.

Упражнение 4. Если я сейчас…

Нарисуйте свой собственный образ в ситуациях:

  • если я сейчас воспитатель, то…
  • если я сейчас ребенок, то…

Можно рисовать все что хочется — тот образ, в котором вы себя представляете в этих ситуациях. Это может быть пейзаж, натюрморт, какой-нибудь ребус, что-то из мира фантастики, какая-нибудь абстракция. Это может быть что угодно — то, с чем вы себя связываете, ассоциируете, сравниваете.

 

Упражнение 5. Мое настроение сегодня.

Выразите свое настроение, используя для этого цветовую палитру. Объясните, почему вы выбрали именно этот цвет, что он для вас значит.

Упражнение 6. Активное слушание детей.

В анализе предложенных ситуаций поупражняйтесь в способах децентрации личности педагога в процессе общения с дошкольником. Представьте себе, что вы в возрасте от 3 до 7 лет. У вас возникла проблема, что вы чувствуете в этот момент.

  • Ребенку сделали укол, он плачет: «Доктор плохой!»
  • Старший сын — маме: «Ты всегда ее (младшую сестру)
    защищаешь, говоришь, что она маленькая, а меня никогда не жалеешь».
  • Ребенок роняет чашку, та разбивается: «Ой, моя чашка!»
  • Мама укладывает дочку спать. Маленькая Маша просит
    маму посидеть с ней.
  • Мама сидит на скамейке в парке, к ней в слезах подбегает
    ее малыш: «Он отнял мою машину!»

 

ТЕСТ «КАКОЙ Я ВОСПИТАТЕЛЬ?»

На вопросы отвечают так: да, скорее да, скорее нет, нет.

1  Довольна ли я собой?

2  Способна ли я выслушать другую точку зрения, проявить гибкость, принимая позицию другого?

3  Как я переношу критику, необходимую для моего профессионального роста?

4  Какой мои воспитанники видят меня? Могу ли я взглянуть на себя их глазами?

5 Интересуют ли меня люди, их проблемы, профессиональные дела и обязанности?

6  Ищу ли я причины затруднений детей при обучении, стараюсь ли менять характер занятий и заданий, если не вижу у детей ожидаемых результатов и реакций?

7 Пробуждает ли мой стиль воспитания интерес к обучению у дошкольников?

8  Знаю ли я, как мои воспитанники видят мир, что любят, во что верят, чем интересуются?

9 Считаю ли я, что причины невысоких успехов детей состоят в их неспособности?

 

Поставьте в 1-м и 10-м вопросах за ответы: да — 0, скорее да — 3, скорее нет — 7, нет — 10 очков. В остальных случаях наоборот: да — 10, скорее да — 7, скорее нет — 3, нет — 0. Подсчитайте сумму.

 

100-75 очков. Вы правильно понимаете требования к воспитателю и работаете согласно этим требованиям: уверены в себе, считаете себя способной изменяться, работать над собой, видите причины затруднений детей, интересуетесь личностью ребенка, а не прохождением программы, стремитесь сделать процесс воспитания и обучения интересным.

75 55 очков. Такие профессиональные качества, как терпимость, интерес к внутреннему миру ребенка, стремление изменяться, развиты у вас чуть ниже желаемого уровня. Вам, вероятно, следует чаще задавать себе подобные вопросы, выявлять проблемы профессионального роста и решать их.

Ниже 55 очков. Вы многое не совсем верно понимаете в профессиональном труде воспитателя. Следует задуматься, проанализировать работу, ее результаты, вашу удовлетворенность ею.

«Азбука права» для воспитателей

«Каждый ребёнок имеет право»

1-й ведущий:

Как вы считаете, наша страна Россия — правовое государство? (Ответы) Может ли быть в бесправном государстве разговор о каких-то правах ребенка? (Ответы) Россия подписала Конвенцию о правах ребенка, Президент подписал Постановление «Об основных направлениях государственной политики по улучшению положения детей», есть Программа (президентская)… Подскажите мне, пожалуйста, как она называется? («Дети России».) Повсюду созданы службы социальной защиты, приюты, опекунские советы, появились инспекторы по охране прав несовершеннолетних, комиссии по делам несовершеннолетних: Шуму много, но работают эти структуры чаще всего со взрослыми или на бумаге:

2-й ведущий:

Никогда в России, даже в военные годы, не было таких страшных цифр: треть всех детей, попадающих в дома ребенка, «отказники». Матери отказываются от родного дитя своего из-за нищеты или пьянства. Дети голодают, побираются, увеличивается число ребят, не посещающих школу из-за отсутствия одежды, обуви, школьных принадлежностей. В стране от двух до четырех миллионов (по разным данным) беспризорных. 1,5 миллиона ребят школьного возраста неграмотны. В основном это дети, попадающие в колонии. Больше половины этих детей больны, многие истощены. Никто из них за свою короткую жизнь не встретил взрослого, которому мог бы довериться, обратиться за помощью. Подростки не верят никому и по освобождении не идут на контакт с государственными структурами. Они пытаются создавать свои организации из таких же, как они сами.

1-й ведущий:

Подростковая медицинская служба в стране, как и многое другое полезное, разрушена.

За все происходящее сейчас больно, горько и стыдно. Наша сегодняшняя «Азбука права» и будет посвящена правам ребенка. Права ребенка отражены в Конвенции, принятой 20 ноября 1989 года на заседании Генеральной Ассамблеи ООН. Этот документ должны знать все дети мира. Конвенция потому и существует, что все взрослые люди прекрасно понимают — из бесправного, запуганного ребенка может вырасти только бесправный, запуганный взрослый. Знает ли свои права ребенок? Об этом и подумало Мировое сообщество, принимая Конвенцию о правах ребенка. Она начинает действовать, когда человек делает первый вздох — вступает в жизнь.

 

2-й ведущий:

Вспомним историю, как раньше обстояли дела с правами ребенка? В древней Спарте ребенка, родившегося слабым, сбрасывали со скалы. Во Франции в старину детей, которые были в тягость, родители продавали нищим.

1-й ведущий:

Об этом писал В. Гюго в романе «Человек, который смеется». Продажа детей с целью заработка.

2-й ведущий:

В Санкт-Петербурге в прошлом веке появилось много приютов для младенцев, которых бедные родители подбрасывали «добрым людям».

1-й ведущий:

В Конвенции о правах ребенка записано «: Ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе». Эта охрана и забота возлагается на родителей ребенка. Семья — маленькое государство, где действуют свои порядки и обычаи. В грустном и трогательном рассказе А. П. Чехова «Ванька», написанном сто лет назад, мы видим полное бесправие подростка.

Сценка из рассказа А.П. Чехова «Ванька»

1-й ведущий:

О каких нарушениях статьей Конвенции идет речь в данном отрывке? (Ответы)

В каких произведениях русских и зарубежных писателей показано бесправное положение детей и подростков? (А. Некрасов «Крестьянские дети»; В. Короленко «Дети подземелья»; В. Гюго «Отверженные», «Человек, который смеется»; Э. Мало «Без семьи».) Назовите художников и их картины, в которых отражена бесправная жизнь детей. (В. Перов «Тройка»; К. Маковский «Свидание».)

2-й ведущий (зачитывает статьи Конвенции)

  1. Никто не имеет права обижать человека, унижать его и жестоко наказывать.
  2. Все люди рождаются свободными и равными, все имеют одинаковое достоинство и права.
  3. Каждый человек имеет право на хорошие условия работы.

1-й ведущий:

К сожалению, нередко случается так, что ребенок остается без родителей по той или иной причине, следовательно, нарушается одно из прав Конвенции — право на семью. И не все дети, попадающие в детский дом, — сироты, у многих есть родители, но они лишены родительских прав. Как вы думаете, чего больше всего хотят эти дети? (Ответы) Что для улучшения их жизни вы бы предложили сделать: государству, богатым людям, будущим супругам, самим себе. (Ответы детей)

Назовите статью Конвенции, защищающую таких детей. (Ст. 2. Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и защите)

2-й ведущий:

Очень часто в Конвенции о правах ребенка звучит слово «свобода», а свобода — это независимость. Какие права ребенка на свободу записаны в Конвенции? (У каждого ребенка есть право иметь собственное мнение и право говорить то, что он думает)

1-й ведущий:

У меня очень трудная проблема, которую сам я не в силах разрешить. Ко мне обратился одиннадцатилетний мальчик (я не называю его фамилию и школу по его же просьбе). Родители этого ребенка являются членами секты адвентистов седьмого дня. Мальчика заставляют насильно ходить на собрания секты, хотя он и сопротивляется. За непослушание его наказывают. В порыве отчаяния он рассказал мне о своем горе, так как в классе со сверстниками и учителями он боится об этом говорить.

2-й ведущий:

Прошу вас помочь нам разобраться в данном вопросе с точки зрения Конвенции, а мы, в свою очередь, попытаемся объяснить это подростку. Какие права ребенка по существующей Конвенции нарушают родители? А может быть, родители правы? (Никто не может заставить человека вступить в какую-то организацию, если он этого не хочет)

2-й ведущий:

Вспомните литературные произведения, где бы была подобная ситуация.(В. Тендряков «Чудотворная»; Н. Евдокимов «Грешница»)

1-й ведущий:

Сейчас я предлагаю вам послушать маленькую сказку.

«Мальчик-с-пальчик и страус»

Пока Мальчик-с-пальчик блуждал по лесу, разбрасывая за собой камушки, чтобы найти обратную дорогу, он даже не мог представить, что за ним по пятам ходит страус и глотает эти камушки. Мальчик-с-пальчик оглядывается — нет камней. Он потерялся окончательно: нет камней — нет дороги домой; нет дороги домой — нет самого дома, нет дома — нет мамы с папой. Вдруг он увидел танцующего страуса.

— Садись ко мне на спину, я очень быстро бегаю, мы отправимся путешествовать.

— Но как же мама с папой? Я их больше не увижу?

— Если они потеряли тебя, то, вероятнее всего, у них нет желания увидеть тебя как можно скорее.

— В ваших словах есть истина, господин Страус. Но как же моя мама?

— Я терпеть не могу твою маму за то, что она носит страусиные перья на своей шляпе.

— Да, она не останавливается перед расходами, чтобы пустить пыль в глаза соседям.

— Да лучше бы она занималась тобой! Она тебя порола когда-нибудь?

— Да. И отец меня тоже бьет.

— Отец тебя бьет?! Это же отвратительно! Дети ведь не бьют своих родителей, так почему родители себе это позволяют? А знаешь, что твой отец сказал, когда впервые увидел страусиное яйцо? Он сказал, что из него выйдет отличный омлет.

— А знаешь, что он сказал, когда увидел море? «Да» и «ничего корыто, только нет моста».

— Залезай ко мне на спину, ты не увидишь больше своих родителей, но зато увидишь мир.

1-й ведущий:

И ушедшие из дома дети, до которых нет дела родителям, начинают путешествовать. Где найдут они пристанище: на вокзалах, в подвалах домов или еще хуже — в колониях для несовершеннолетних?

 

2-й ведущий:

Компания подростков обчистила карманы подвыпившего прохожего. Пятнадцатилетнему Толе досталась зажигалка стоимостью 3 рубля. Малолетних преступников судили. И Нагатинский суд города Москвы приговорил Толю к 5 годам лишения свободы.

1-й ведущий:

Во многих странах дела несовершеннолетних рассматривают особые суды, для которых главным является вопрос о будущем подростка. У нас в России немного по-другому. Суды порой суровы по отношению к юным правонарушителям. Несовершеннолетний Н. совершил кражу и был задержан на месте преступления. До начала следствия по его делу Н. был помещен в изолятор временного содержания. Вместе с ним находились взрослые задержанные. Через некоторое время Н. попросил дежурного отпустить его домой, твердо обещая утром явиться в милицию. В этой просьбе ему было отказано. Через час он попросил какую-нибудь книгу или газету. И в этой просьбе ему было отказано. На вопрос Н., почему ему ничего не разрешается, ответил молодой милиционер: «Потому что ты — преступник». Как вы думаете, было ли нарушено какое-либо из прав ребенка? Оцените ответ молодого милиционера. (Ответы)

2-й ведущий:

Мы предлагаем вам отрывок из художественного фильма «Сэр» о малолетнем преступнике Саше Григорьеве. (Демонстрация фрагмента) Какие преступления с точки зрения закона совершил Саша Григорьев в данном эпизоде? (Побег, грабежи с применением холодного оружия) Какое право, отмеченное в Конвенции, нарушил Саша Григорьев? (Каждыйчеловек имеет право владеть имуществом, т.е. никто не может отобрать у него принадлежащие ему вещи)

1-й ведущий:

В родильном доме на ручке каждого младенца привязана бирочка с фамилией его матери. Вот и все. На первый взгляд, все младенцы похожи друг на друга, и еще не видимы глазу характер, индивидуальность. А проявляется эта индивидуальность точно так же, как проявляется лист фотобумаги в ванночке с проявителем: сначала проступают черты человека, потом изображение становится все четче и четче. Так с годами происходит формирование личности. Чем ярче выражена индивидуальность, тем человек духовно богаче. А чем больше в обществе ярких индивидуальностей, тем богаче само общество.

Пример нарушения права на индивидуальность мы найдем в повести В. Железнякова «Чучело». Подрастая, дети начинают общаться между собой. Иногда грубость, бесцеремонность некоторых перерастают в жестокость. Если физическую жестокость легко определить, так как последствия ее видны: синяки, ссадины, шрамы и т. п., то эмоциональные травмы порой менее заметны глазу, но не менее тяжелы.

2-й ведущий:

Например, всем известная ситуация «учитель — ученик», где учитель путем постоянного унижения ученика доводит его до комплекса неполноценности или невроза.

1-й ведущий:

Существует еще одна форма жестокости — сексуальное насилие. Вам наверняка известно большое количество историй подобного плана. Мать Андрюши 3 года не могла найти работу и кочевала по квартирам приятелей. С последним брак зарегистрировала, муж настоял на усыновлении мальчика. Отчим оказался наркоманом, гомосексуалистом и сутенером, он «сдавал» Андрюшу своим дружкам. В 12 лет мальчик убил отчима, попал в спецшколу, где задумал создать свою организацию, карающую взрослых: Назовите статьи Конвенции, которые были нарушены действиями отчима этого ребенка. (Ответы)

Мы увидим проявление многих форм жестокости в книге Л. Симоновой «Круг». Кто же в этом виноват? Один из вариантов ответа — в словах классного руководителя девочки, пострадавшей от рук своих сверстников: «Мы упрекаем детей в жестокости, но мы же столько лет возвышали жестокость в подвиг, если нам казалось, что она для пользы дела. Мы требуем от них сострадания, но разве мы не внушали всем, что жалость унижает, и не оправдывали беспощадность во имя великой цели?.. Прошлое мстит нам в наших детях».

Итак, если ребенок оказался жертвой плохого отношения к нему, физической, сексуальной или эмоциональной жестокости, то он должен знать, что на его стороне статья Конвенции: «Никто не имеет права обижать другого человека, унижать его и жестоко наказывать». Если ребенок оказался жертвой жестокости со стороны родителей, то помощь он может получить со стороны «Социальной службы». В России существует «горячая телефонная линия» для жертв насилия — телефон доверия.

2-й ведущий:

Однако существуют ситуации, когда учителя становятся жертвами своих учеников. В школе одного города разразился скандал. С утра Борис был в приподнятом настроении: наконец-то получил роликовые коньки. С ними он пришел в школу, а на уроке — надел, и когда его вызвали отвечать, выкатился к доске прямо на коньках. Онемевшая поначалу учительница гневно прикрикнула, придя в себя:

— Немедленно сними! Что это за фокусы?

— А что, нельзя? Где это написано, что на роликах нельзя отвечать? — насмешливо ответил Борис.

— Во, дает! — загудели ребята.

— Уходи из класса и сними коньки, — потребовала учительница.

— А может, вам лучше уйти? — откровенно ухмыляясь, кинул ей Борис. И чувствуя, как замер класс, нахально добавил, — не бойтесь, я вам заплачу за урок.

Что можно сказать по этому поводу?

1-й ведущий:

Мы сегодня много говорили о правах ребенка. А умеют ли дети пользоваться своими правами? Совсем недавно я была у своей подруги в гостях. У нее сыновья-двойняшки, ученики 6-го класса. По граждановедению они как раз изучали свои права. И вот подруга стала мне на них жаловаться: «Мои дети стали слишком грамотные». В доме звучат такие диалоги:

— Сходи за хлебом в булочную!

— Не имеешь права эксплуатировать ребенка.

— Вымой посуду!

— Не имеешь права использовать детский труд.

— Помой руки!

— Это насилие над личностью!

— Выключи телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю.

— Это проявление жестокости.

Вот такая неразбериха, настоящий «ералаш». Итак, чтобы не осталось тягостного впечатления после нашей «Азбуки права» — настоящий «Ералаш».

Фрагмент из детского киножурнала «Ералаш»

2-й ведущий:

Наше резюме: каждый ребенок имеет не только права, но и обязанности перед обществом, что и показал нам сюжет.

Список литературы

«Всеобщая Декларация прав человека» для детей и взрослых /Пересказ А. Усачева. — М.: Ангстрем, 1992.

Документы ООН о детях, женщинах и образовании. — М.: Нар. образование, 1995. — 112 с. — (Библиотечка журнала «Нар. образование». 1995. N 2.)

Ералаш: Детский юморист. журнал: Вып. 53, 54, 66-80. — М.: Киностудия им. Горького.

Жаркова А. Горько. Больно. Стыдно. //Мир женщины. 1999. N 4.

Привер Ж. Страус. Сказки для взрослых //»Миша» для родителей. 1998. N 3, 4.

Симмонс Дж. Л., Мак-Кола Дж. 76 способов защитить вашего ребенка от преступников. — СПб: Питер-Пресс, 1995.

Снайдер Ди. Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни. — М.: АСТ-Пресс, 1998.

Соколов Я.В. Граждановедение: Учеб. пособие для учащихся 6 классов, их родителей и учителей. — М.: Науч.-внедренческий центр «Гражданин», 1997.

Стрелкова И. Закон есть закон //Школьная роман-газета. 1999. N 1.

Сэр: (Свобода — это рай): Худож. Фильм /Реж. С. Бодров. — М.: Мосфильм, 1989.

Фролова Г. Умеют ли дети защищать свои права? //Нар. образование. 1998. N 9, 10.

Шнекендорф З.К. Младшим школьникам о правах ребенка: Пособие для учителя. — М.: Вита-Пресс, 1997.

Яковлев Ю. Ваши права, дети. М.: Междунар. отношения, 1992.

 

0 0 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x