Игровая активность детей XXI века: квест-игра как элемент в системе развития ребенка

Ширяева Василиса Юрьевна

воспитатель подготовительной группы «Почемучка»

 

Дошкольный возраст – начальный этап приобретения общественного опыта. Ребенок развивается под сферой воспитания, под испытанными впечатлениями от окружающего мира. В дошкольном возрасте появляется интерес к жизни и работе взрослых, а игра – наиболее интересный вид деятельности для детей, некий способ «переваривания» полученных впечатлений. Игровой процесс соответствует характеру мышления, эмоциональности, активности ребенка.

Способность детей к спонтанной и свободной игре начала резко убывать, что отмечено педагогами практиками. Они заключают, что игровая активность современных детей в целом снижена [1].

С развитием компьютеров, смартфонов в частности цифровых, традиционная игра, перестала быть интересной для детей, так как цифровые игры более красочны, игра сопровождается звуковыми и спецэффектами. Но в последнее время среди более взрослого поколения стали популярны игры в квест-румах и эскейп-румах [2], как замена и альтернатива компьютерным играм потому, что позволяет одновременно активно общаться вживую с друзьями и играть.

Так что же такое квест?  Квест (quest в переводе с английского означает «поиск») – это приключение, состоящее из нескольких этапов, которые необходимо пройти для того, чтобы достичь цели [3]. Целью может быть приз или же задание-подсказка для перехода на следующий уровень. Достижение цели должно обязательно происходить командой детей так, как общение развивает коммутативность детей, что является одним из элементов адаптации в обществе. Кроме того общение развивает и определяет личность человека.

Важно во время приключенческой игры то, что этапов должно быть столько, чтобы участникам не наскучило. В ходе игры этапы должны быть доступны и легки для данного возраста. Стоит отметить, что очередную подсказку-задание дети могут заранее находить в предыдущем этапе в определенном месте или получать от персонажей на пунктах. Самое важное надо уделить подготовке первого задания, – которые даются в руки детям. Можно сделать оригинальный конверт или мешочек и туда положить первое задание или карту, а также взрослый (персонаж, сюрпризный момент) должен сказать вступительные слова о том, что дети стали участниками квеста. Следует обратить особое внимание на указатели по всему пути, чтобы детям удобно и самостоятельно было следовать. Но это совсем не обязательно можно выбрать обычные стрелки. Можно использовать цифры, геометрические фигуры, следы животного то есть указатели зависят от тематики квеста. В этой форме часто делаю задания квеста для детей. Например, можно сказать им: «Идите по следам лисицы и найдете приятный сюрприз».

Для большей реалистичности дети надевают различную атрибутику, будто маски или аксессуары по теме. Воспитатель должен стремиться сделать каждого ребенка активным членом игрового процесса, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, но не быть ведущим. Например, у нас были такие квесты: «Юные пожарные», «В гости к Мухе – Цокотухе», «Военный квест», «По следам кошечки Маруси», «Лего город», «Зимний квест» и так далее.

Таким образом, можно определить цель квест-игры – разностороннее развитие личности через осознанное коллективное изучение понятия, предмета или явления с помощью комбинации видов деятельности – творческой, игровой, доступной детям дошкольного возраста.

А к задачам квест-игры можно отнести: развитие навыков самостоятельного освоения и применения  информации, развитие творческих способностей, развитие пространственного мышления и ориентации в пространстве, развитие коммуникативной активности через общение, повышение концентрации и игровой активности детей, развитие логики, развитие личности в командной игре, развивает упорство для достижения цели.

 

 

Литература:

  1. Загвоздкин В.К. Психология и педагогика свободной игры в вальдорфском детском саду в контексте внедрения ФГОС дошкольного образования. Академический вестник академии социального управления. Москва: Академия социального управления, — № 2 (12), С. 16-33, — 2014.
  2. Свободная энциклопедия Википедия, статья «Эскейп-рум» [Электронный ресурс]: https://ru.wikipedia.org/wiki/Эскейп-рум.
  3. Квест как структурообразующий принцип в повести С. Рушди «Лука и огонь жизни». Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Н. Новгород: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, — № 2-2, С. 211-214, — 2014

 267 Просмотров за все время,  1 Посмотрели сегодня