«Развитие фразовой речи у детей дошкольного возраста»

Чернышова Наталья Ивановна», 

Воспитатель подготовительной к школе группе «Солнышко»

Как развить речь ребенка? Как сделать ее выразительной и грамотной? Эти вопросы часто волнуют родителей дошкольников, особенно перед поступлением детей в школу.

Речь выполняет в нашей жизни множество разнообразных функций: средство общения, передача накопленного человечеством опыта, регулятора поведения и деятельности людей. Развитие речи тесно связано с его общим психическим развитием. Обычно по тому, как говорит ребенок и строит предложения, можно судить на сколько, он развит в целом, готов ли к обучению в школе. Описывая картину с детьми средней группы,  выяснила, что некоторые детки неправильно составляют предложения: отсутствовала взаимосвязь слов, были нарушения грамматического строя речи.

Поэтому я провела анализ состояния речевого развития детей по методике  О.С Ушаковой,  Е.М.Струниной,   которая наиболее полно раскрывает знания и умения детей по развитию речи. Поговорив с родителями,  я  сделала вывод, что  большинство детей предпочитают отвечать на вопросы односложно, потому что, некоторые родители мало беседуют с детьми, редко читают вслух и обсуждают прочитанные книги.  Я считаю, что одной из важных целей, которую должны ставить перед собой взрослые, является побуждение детей пользоваться развернутой фразой как на занятиях,  так и в обиходной речи, потому что овладение родным языком, как описывает А.Н. Гвоздев, происходит путем усвоения грамматической структуры предложений разных типов и отдельных грамматических категорий.

Игра — ведущая деятельность дошкольников, прежде, чем приступить к работе я подобрала игры и игровые упражнения по теме:  у И.Е. Светловой «Развиваем устную речь», Т.А. Ткаченко  «Большая книга упражнений на развитие связной речи», И.В. Скворцовой «100 логопедических игр», И.А. Чистяковой «64 игры для формирования грамотной фразы у дошкольников», Э. Павленко «Развитие речи», Е.А. Щербак «30 уроков развития речи», Г.С. Швайко «Игры и игровые упражнения по развитию речи».

Игры проводились как часть занятия 1 раз в неделю. Для достижения цели я использовала  этапы обучения построению фразы, которые предлагает И. А. Чистякова, например:

Средняя группа – закрепление умения составлять простое двусоставное предложение, и закрепление умения составлять предложения из нескольких слов.  Игры: «Что делают предметы?», «Едем, плаваем, летаем», «Помощница» и др.

Старшая группа формирование умения составлять сложные (сложносочиненные и сложноподчиненные) предложения. Закрепление всех видов связей. Развитие повествовательной формы речи. Рассказывание знакомых историй и сказок.  Игры: «Кто кого», «Собери бусы» и др.

Подготовительная группа —  развитие самостоятельной творческой речи. Сочинение и рассказывание детьми историй и сказок. Игры: «Солнышко проснулось», «Какие бывают предметы», «Шел дождь» и др.

Для детей, не усвоивших материал, проводилась  индивидуальная работа в утренние и вечерние отрезки времени в игровой форме. С каждым родителем проведена консультация, на которой была разъяснена ситуация по данной проблеме, даны рекомендации, предложены игры, произведения для пересказа, темы для составления сказок и историй.

Применяя данную методику и работая совместно с родителями, был достигнут высокий результат по развитию фразовой речи. Дети усвоили не только построение предложений, но и грамматический строй речи.

Очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. Активное включение родителей в образовательный процесс значительно повысил качественный уровень речевого развития детей, поспособствовал их социальной активности, сформировал оптимистические установки по отношению к будущему.

 462 Просмотров за все время,  1 Посмотрели сегодня